![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документация, ее сущность и значение. Классификация документов
Особенностью бухгалтерского учёта является его строгая и полная документальность. Документ (от лат. слова documentum – свидетельство, доказательство, образец) – это письменное подтверждение уже свершившейся хозяйственной операции или разрешение на её выполнение. Документация в учёте имеет первостепенное значение в управлении организациями, так как с ее помощью: 1) контролируется наличие, движение и сохранность товарно-материальных и денежных ценностей; 2) контролируется количество и качество труда работников и расчётов за труд; 3) обеспечивается повседневное руководство работой организации; 4) обеспечивается внутренний контроль за работой организации и внешний (вышестоящей организацией, инспекциями, банками, независимыми аудиторами); 5) контролируются расчёты с другими организациями. Документы составляются в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания. В каждом конкретном случае устанавливается должностное лицо, в обязанности которого входит документирование операций, устанавливаются сроки сдачи документов в бухгалтерию. Форма документа выбирается из существующих типовых форм, которые разрабатываются и печатаются органами государственного управления в виде специальных альбомов. Каждый документ должен содержать обязательные реквизиты (показатели) без которых он не имеет юридической силы: - наименование и номер документа - дату и место его составления - основание и содержание хозяйственной операции - количественное измерение операции в натуральном или денежном измерителях - наименование должностей, фамилии и личные подписи участников хозяйственной операции. Могут быть и дополнительные реквизиты. К документам предъявляются следующие требования: 1. возможность визуального просмотра; 2. возможность получения бумажных копий; 3. своевременность составления; 4. соответствие типовым формам; 5. возможность длительного хранения; 6. ограничение доступа к информации и т.д. Классификация документов: 1. По назначению документы подразделяют на: - распорядительные – дают разрешение или право на осуществление операции. Например, приказы, наряды, требования, доверенности и т.д.; - исполнительные (оправдательные) – подтверждают факт совершения операции. Например, акты, отчёты, накладные и т.д.; - комбинированные – содержат на одном и том же бланке и распоряжение на операцию и данные о её исполнении. Например, кассовые ордера, авансовые отчёты и т.д.; - документы бухгалтерского оформления, когда сам бухгалтер совершает операцию и подписывает документ (расчёт амортизации основных средств, расчёт налогов и т.д. 2. По месту составления документы бывают: - внутренние – составляются внутри организации в различных подразделениях и на рабочих местах. Например, требования, наряды, отчёты, приходные и расходные ордера и т.д.; -внешние – составляются за пределами организации: товарно-транспортные накладные на поступившие ценности, квитанции, билеты и т.д.; 3. По характеру отражения информации: - первичные – отражают одну хозяйственную операцию. Например, приходные и расходные кассовые ордера и т.д.; - сводные – составляются на основе первичных документов и обобщают суммы по нескольким хозяйственным операциям. Например, кассовый отчет и т.д. 4. По способу составления документы подразделяются на: - разовые – отражают операцию в момент ее совершения. Например, приходные и расходные кассовые ордера, накладные и т.д.; - накопительные – отражают многократно повторяющиеся однородные операции, отличающиеся только датой и количественными показателями. Эти данные по операциям записываются в документ по мере их осуществления и подтверждаются подписями участников или другим установленным способом. Например, лимитно-заботные карты на получение материалов, готовой продукции, когда за каждую дату отмечается количество отпущенных средств. Документы могут составляться на бумажных и технических носителях информации.
|