![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и требования, предъявляемые к отчётности субъектов хозяйствования. Виды отчётности
Отчётность является заключительным элементом метода бухгалтерского учёта. Сущность отчётности сводится к обобщению данных текущего учёта хозяйственной деятельности в системе счетов, получению на них дебетовых и кредитовых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или любым другим пользователем. Данные отчетности являются одним из основных источников проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. Различают четыре вида отчётности: - статистическую; - оперативно-техническую; - бухгалтерскую; - налоговую. Бухгалтерская отчётность представляет собой комплекс взаимосвязанных показателей, полученных в системе бухгалтерского учёта и всесторонне характеризующих имущественное положение и финансовые результаты работы организации за отчетный период. Бухгалтерская отчётность должна составляться организациями с учётом требований, установленных Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчетности» от 12.07.2013г. № 57-З и Инструкцией о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011г. № 111, в редакции от 10.12.2013г. № 84. Бухгалтерская отчётность организации должна быть открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей и др., которые могут знакомиться с содержанием отчётных форм и при необходимости их получать. По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчётности. Внутригодовая (периодическая) отчётность включает отчёты за месяц, квартал, полугодие и 9 месяцев. Внутригодовая отчётность является промежуточной и обычно заполняется нарастающим итогом с начала отчетного периода (года). По сравнению с годовой отчётностью она более краткая, содержит ограниченное количество форм и показателей. Наиболее полными и содержательными являются годовые отчёты, которые характеризуют все стороны хозяйственной (основной), инвестиционной и финансовой деятельности организации за год. По назначению отчётность подразделяется на внутреннюю, остающуюся в организации, и внешнюю отчётность, передаваемую налоговым и другим органам. Отчётность также подразделяется на первичную и сводную. Первичная отчётность составляется организациями по данным текущего учёта. Сводная отчётность обобщает данные первичной отчетности и характеризует работу организации в целом. Бухгалтерская отчётность должна отвечать следующим основным требованиям: 1. данные отчётности должны достоверно и реально отражать хозяйственные средства (имущество), расчёты, собственный капитал и обязательства, процессы протекающие в организации. Это обеспечивается документальным обоснованием хозяйственных операций, отражённых и сгруппированных в учётных регистрах; 2. при составлении бухгалтерской отчётности организации должны руководствоваться принципами осмотрительности (обеспечения большей готовности к учёту расходов, потерь и обязательств, чем доходов и активов, не допуская скрытых резервов); 3. приоритета содержания над формой (отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности организации исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования); 4. нейтральности (бухгалтерская отчётность не должна делать акцентов на удовлетворение интересов одних групп пользователей её информации перед другими). Факты хозяйственной деятельности организации (активы, собственный капитал, обязательства, доходы, расходы, прибыли и убытки) должны относиться к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами; 5. обособленности учёта имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц; 6. непрерывности – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют основания прекращения или существенного сокращения деятельности; 7. полноты отражения за отчётный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств; 8. сопоставимости (равенства) данных аналитического учёта данным синтетического учёта за отчётный период, а также показателей бухгалтерской отчётности данным синтетического и аналитического учёта; 9. отчётность должна быть простой, ясной и доступной для понимания работников организации, других пользователей информации, содержащейся в отчётах; 10. отчётность должна быть полной, т.е. содержать в минимальных размерах всю необходимую информацию; 11. отчётность должна быть экономичной, т.е. затраты на её составление должны быть минимальными, а выгоды и доходы от использования её данных не превышать затраты на составление бухгалтерских отчётов.
Содержание и порядок составления важнейших форм отчётности Методологическое руководство методикой составления и содержанием бухгалтерской отчётности в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь. Годовая бухгалтерская отчётность в Республике Беларусь состоит из образующих единое целое взаимосвязанных отчётов и включает следующие типовые формы (отчёты): 1. бухгалтерский баланс (типовая форма № 1); 2. отчет о прибылях и убытках (типовая форма № 2); 3. отчет об изменении собственного капитала (типовая форма № 3); 4. отчет о движении денежных средств (типовая форма № 4); 5. примечания к отчетности. Промежуточной месячной отчетностью является бухгалтерский баланс. Промежуточная квартальная отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Баланс организации, как основная форма отчётности, предоставляется на бланках типовой формы № 1, ежегодно утверждаемых Министерством финансов Республики Беларусь. В заглавной части формы указывается дата, на которую составляется баланс, полное наименование организации, его отрасли или вида деятельности и почтовый адрес. Таблица баланса организации состоит из актива и пассива. В активе приведены наименования отдельных видов средств организации, в пассиве – их источники. В современном активе баланса выделяют два раздела: I. Долгосрочные активы – отражается имущество долгосрочного использования (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения в долгосрочные активы и прочие долгосрочные активы). II. Краткосрочные активы – отражается имущество краткосрочного использования (материалы, издержки производства и обращения, готовая продукция и товары, денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность и прочие краткосрочные активы). В пассиве бухгалтерского баланса выделяют три раздела: III. Собственный капитал – отражаются собственные источники организации (уставный капитал, прибыль, добавочный капитал, резервный капитал, целевое финансирование и другие). IV. Долгосрочные обязательства – в нём отражаются заёмные источники образования имущества организации (долгосрочные кредиты и займы). V. Краткосрочные обязательства – в нём отражаются заёмные источники образования имущества организации (краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность). Так как в балансе записываются одни и те же средства, только по двум группировкам – по составу и размещению и источникам образования, то актив всегда должен быть равен итогу пассива баланса. Баланс заполняют на основе остатков (сальдо) по всем счетам, которые открыты в основном регистре – Главной Книге, Книге учёта хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости. Обязательное ведение одного из этих трех регистров предусмотрено и определяется выбранной формой бухгалтерского учёта – журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной или автоматизированной. Перед заполнением баланса необходимо сбалансировать остатки по Главной Книге (Книге учёта хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости): итог дебетовых сальдо на конец года по всем синтетическим счетам должен равняться итогу кредитовых сальдо. Обязательна также сверка сальдо синтетических счетов с сальдо аналитических счетов, открытых к конкретному синтетическому счёту (или субсчёту). Существует следующий порядок формирования показателей бухгалтерского баланса: В графе 3 «На начало отчетного года» бухгалтерского баланса показываются данные на начало года, которые должны соответствовать данным графы 4 «На конец отчетного периода» предыдущего года. В графе 4 «На конец отчетного периода» бухгалтерского баланса показываются данные о стоимости активов, об источниках собственных средств, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год). Общее правило заполнения баланса сводится к следующему: счета, имеющее дебетовое сальдо, показывают в активе, а счета с кредитовым сальдо – в пассиве баланса. Так как в балансе получают отражение только начальное и конечное сальдо по счетам, то сама деятельность (процесс работы) организации в балансе не находит отражения, поэтому в дополнение к балансу предусмотрено обязательное представление еще нескольких типовых форм - отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчет об изменении собственного капитала (типовая форма № 3), отчет о движении денежных средств (типовая форма № 4), примечания к отчетности. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) составляется в виде балансовой таблицы, обобщающей все доходы и расходы и содержащей информацию о формировании конечных финансовых результатах (прибыли и убытков) организации от текущей (основной) и другой деятельности за отчётный период. Отчет об изменении собственного капитала (форма № 3) составляется в виде балансовой таблицы и содержит информацию о величине начальных и конечных остатков, увеличении или уменьшении (движении) всех составных частей собственного капитала организации за отчетный период. Отчет о движении денежных средств (форма № 4) составляется в виде балансовой таблицы, в которой содержится подробная информация об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода, их поступлений из различных источников и расход по определенным направлениям. В примечаниях к отчетности раскрывается учётная политика организации и содержится информация, которую нецелесообразно включать в другие формы годовой отчётности, но которая необходима для объективной и глубокой оценки результатов деятельности организации. В случае проверки деятельности организации аудиторской организацией или индивидуальным аудитором к годовому отчёту прилагается аудиторское заключение. Название и содержание отдельных статей и разделов баланса, показателей и разделов других форм отчётности могут уточняться и изменяться по мере изменений самих экономических отношений в работе организации. Однако сущность этих форм отчётности является неизменной: баланс организации отражает состояние его средств и источников на начало и конец отчетного периода, другие формы отчётности отражают (объясняют) движение (переход, изменение) этих средств и источников из начального их состояния конечное, что характеризует объем деятельности организации за этот период. Министерства и ведомства Республики Беларусь дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организаций системы по согласованию соответственно с Министерством финансов Республики Беларусь. Бухгалтерская отчётность составляется за отчётный год (которым является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно). Составление баланса и других форм годовой бухгалтерской отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учёта, связанным с использованием данных синтетического, а в ряде случаев и аналитического учёта. При мемориально-ордерной форме учёта бухгалтерский баланс составляется по данным оборотных ведомостей по синтетическим и аналитическим счетам, других регистров учёта с выполнением необходимых дополнительных расчётов. При журнально-ордерной форме учёта отчётность составляется в основном по данным Главной книги и журналов-ордеров. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу общим итогом из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собираются в Главной книге из ряда журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов. После подсчета оборотов и выведения остатков по всем счетам данные Главной книги сверяются с регистрами аналитического учёта и служат основанием для составления бухгалтерского баланса. При компьютерной форме учёта бухгалтерские отчеты заполняются по данным машинограмм по синтетическим и аналитическим счетам. Для обеспечения достоверности и точности данных отчетности должна проводиться большая подготовительная работа. При составлении годовой бухгалтерской отчётности в организации обычно издается приказ, в котором указываются исполнители, объем и сроки выполняемых ими работ и т.п. Каждый из работников, участвующий в составлении годового отчёта, детально изучает инструкцию о порядке заполнения и содержании отчетных форм. При составлении годового баланса и других форм бухгалтерской отчетности обязательно проводится полная инвентаризация товарно-материальных и денежных ценностей, основных средств, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, нематериальных активов, расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими, других активов и пассивов организации на 1-е января года, следующего за отчетным. Цель инвентаризации – правильное отражение в учёте имущества, обязательств и расчетов, а также проверка бухгалтерских записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учёта и выявляют ошибки, допущенные в учёте, учитывают неучтенные хозяйственные операции, контролируют сохранность товарно-материальных, денежных и других средств, числящихся у материально-ответственных лиц. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учёта. Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты (в кредит счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и 91 «Прочие доходы и расходы»). Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты (в дебет счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и 91 «Прочие доходы и расходы». Результаты инвентаризации товарно-материальных и других ценностей, а также расчётов должны быть полностью отражены в годовом бухгалтерском отчёте. В бухгалтерской отчётности приводятся все предусмотренные в ней показатели. В случае отсутствия значения в той или иной статье бухгалтерской отчётности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается. Составление и представление бухгалтерской отчётности организациями производится в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков. Бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. В бухгалтерской отчётности не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписавшие отчёт, с указанием даты исправления. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчётность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, а квартальную – в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь – не ранее 30 дней по окончании квартала. Все организации представляют бухгалтерскую отчётность в соответствии с учредительными документами: - собственникам организации (учредителям, акционерам, участникам); - министерствам и ведомствам; - учреждениям банков (в случаях использования банковских кредитов); - другим государственным органам в случаях, предусмотренных законодательством.
Контрольные вопросы:
|