Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономические отношения в обществе
Рис. 1.2. Жизненные блага
Источники любого производства – это ресурсы, которыми располагает общество.
Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров.
Факторы производства – это экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.
Ресурсы и факторы производства
| ресурсы
| определение
| факторы
| определение
| доход
| ПРИРОДНЫЕ
| — потенциально пригодные для применения в производствеестественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые» (а в последних – «возобновляемые» и «невозобновляемые»)
| ЗЕМЛЯ
| — естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т. п.)
| РЕНТА
| МАТЕРИАЛЬНЫЕ
| — созданные человеком («рукотворные») средства производства, которые сами являются результатами производства
| КАПИТАЛ
| — созданные людьми производственные ресурсы (здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда; под капиталом также понимают деньги (в коротком периоде), на которые приобретают производственные ресурсы
| ПРОЦЕНТ
| ФИНАНСОВЫЕ
| — денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства
| ТРУДОВЫЕ
| — население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному
| ТРУД
| — любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг
| ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
| ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
| — процесс соединения таких факторов производства как труд, земля, капитал с целью получения новых благ и услуг, необходимых потребителям
| ПРИБЫЛЬ
|
Рис. 1.3. Ресурсы и факторы производства
Различают «АБСОЛЮТНУЮ» и «ОТНОСИТЕЛЬНУЮ» ограниченность ресурсов.
Под АБСОЛЮТНОЙ ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ экономическая наука имеет в виду недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества.
Но для удовлетворения каких-то, выбранных, определенных потребностей ресурсов достаточно. Это и есть«ОТНОСИТЕЛЬНАЯ» ограниченность ресурсов.
Ресурсы
| Ограниченные ресурсы
| «абсолютная ограниченность ресурсов»
| Неограниченные потребности
| Потребности
| Ограниченные ресурсы
| «относительная ограниченность ресурсов»
| Ограниченные потребности
|
Рис.1.4. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
| Экономическая теория
| Конкретные экономические науки
|
общетеоретическая основа системы экономических наук
| отраслевые
| функциональные
| на стыке с другими науками
| · экономика промышленности;
· экономика строительства;
· экономика сельского хозяйства и др.
| · статистика;
· бухгалтерский учет;
· финансы;
· менеджмент;
· маркетинг и др.
| · экономическая география;
· история экономики;
· демография и др.
|
Рис. 1.5. Система экономических наук
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
| ПРЕДМЕТ
| поиск путей эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в производстве материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей
| в соответствии с предметом выделяют
| ЗАДАЧИ
| · стабильный рост объемов производства (экономический рост);
· стабильный уровень цен на основе конкуренции;
· высокий уровень занятости;
· поддержание равновесного внешнеторгового баланса.
| МЕТОД*
| · наблюдение и сбор фактов
· эксперимент
· моделирование
· метод научных абстракций
· анализ и синтез
· системный подход
· индукция и дедукция
· исторический и логический
· графический
| ФУНКЦИИ
| Познавательная функция – состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономику и представлять полученные данные обобщенно и систематизировано
| Методологическая функция – состоит в том, что экономическая теория исследует общее в экономических явлениях и разрабатывает методы и средства для проведения исследований конкретными экономическими науками
| Образовательная функция – состоит в том, что многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой.
| Практическая функция – связана с разработкой конкретных принципов и способов рационального хозяйствования, а также с научным обоснованием экономической политики государства.
| * метод – это совокупность приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей
Рис. 1.6. Экономическая теория, ее предмет, задачи, метод и функции
Рис. 1.7. Методы экономического исследования
Экономическая теория
| основные разделы
| микроэкономика
| мезоэкономика
| макроэкономика
| мегаэкономика
| изучает экономические процессы и отношения на уровне
| отдельных хозяйственных единиц (предприятий, семей, людей)
| отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства
| национального хозяйства страны
| мировой экономики в целом
|
Рис. 1.8. Основные разделы экономической теории
Микроэкономическая теория
| комплекс знаний, взглядов, идей, направленных на объяснение поведения отдельных субъектов рынка в процессе осуществления экономического выбора
| основные формы
| Позитивная микроэкономика
| Нормативная микроэкономика
| часть микроэкономической науки, которая изучает факты и зависимости между ними
| часть микроэкономической науки, которая предлагает рецепты действий
| отвечает на вопрос
| Что есть или может быть, если…?
| Что должно быть?
|
Рис. 1.9. Микроэкономическая теория
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ
|