Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и закон спроса






ЗАКОН СПРОСА состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет к соответствующему увеличению объема спроса. И наоборот, рост эта обратная зависимость между ценой и объемом спроса может быть выражена графически.

ОБЪЕМ СПРОСА – объем товара определенного вида (в натуральном измере­нии), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяже­нии определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

СПРОС– сложившаяся в определенный период вре­мени зависимость объема спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть пред­ложены к продаже.

Каждая точка на кривой спроса – это ОБЪЕМ СПРОСА на дан­ный товар (возможное количество покупок) при опреде­ленном уровне его цены.

Кривая спроса описывает все варианты объема спро­са, которые возможны на рынке в данный момент време­ни. Их может быть очень много.

С П Р О С (D)
желания и способность покупателей приобретать блага
форма проявления
объем спроса (Qd)
количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период
основные факторы
цена товара (Р) неценовые факторы рыночного спроса: цены товаров-заменителей (Ps) и дополняющих товаров (Рс) доходы покупателей (I) и их вкусы (U), количество покупателей данного товара (Х) инфляционные ожидания (IE)
функция спроса Qd=f(P, Ps, Pc, I, U, Х, IE …); Qdх=а-вРх
связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар
представляет
закон спроса
существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар
основные причины
при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, и приобретать его становится относительно выгоднее

 

Закон спроса
форма выражения
шкала спроса кривая спроса
табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели
показывает показывает
в табличной форме: сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен в графической форме: сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен
особенности
прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными при построении шкалы спроса и кривой спроса

Рис. 4.2. Закон спроса и формы его выражения

При изменении цены данного товара значение функции спроса, тоже изменится, величина спроса станет другой, и соответственно точка на графике переместится вдоль кривой спроса (рис.4.3.).

 

Движение по кривой спроса
отражает
реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях
предполагает
изменение значения функции спроса, изменение объема спроса
изменение количества товара (которое потребители хотят и могут купить), происходящее в результате изменения цены товара при прочих равных условиях
показывается
Q
P

    перемещением от одной точки (А) кривой спроса к другой точке (В) этой кривой

Рис. 4.3. Перемещение по кривой спроса

 

Если перемены произойдут под воздействием неценовых факторов, то это изменит саму функцию спроса. На графике это будет выражено сдвигом всей кривой спроса влево вниз или вправо вверх.

 

Сдвиг кривой спроса
отражает
реакцию покупателей на изменение неценовых факторов
· изменения в денежных доходах населения; · изменения в структуре населения; · изменения цен на взаимозаменяемые и взаимодополняющие; · экономическая политика правительства; · ожидания потребителей; · изменение потребительских предпочтений.
предполагает
изменение самой функции спроса, изменение спроса в целом
изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения неценового фактора
показывает
движение всей кривой спроса (от D0 к D1 или к D2)

P
Q

Рис. 4.4. Сдвиг кривой спроса

 

Примечание: существует отклонение от вышеназванного закона спроса – «парадокс Гиффена» – с повышением цены потребление товара тоже увеличивается. Например, рост спроса на хлеб и картофель в нашей стране в период экономического спада.

Рис. 4.5. Парадокс Гиффена


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал