![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Групповая психологическая коррекция
Групповая форма проведения психокоррекционных мероприятий часто встречается при работе с детьми и подростками. Существует множество методов и теоретических подходов, описывающих процесс групповой психокоррекцион-ной работы. Более подробно с этими подходами можно ознакомиться в книгах К. Рудестам, Б.Д. Карвасарского и С. Ледера и др. В данном пособии хотелось бы остановиться на общих принципах отбора и функционирования групп, показаниях и противопоказаниях к такой форме работы, а также описать наиболее типичные сценарии проведения групповых занятий в зависимости от проблем детей. Описанные далее методы могут применяться как в практике школьного психолога, так и в условиях больницы или консультативной службы. Для ведения психокоррекционных групп желательно помещение, в котором все участники группы могли бы свободно передвигаться, сидеть и видеть друг друга. Если предусматривается проведение динамических, телесноориенти-рованных упражнений, то нужно мягкое покрытие на полу. При наличии средств, желательно оборудование: магнитофон, видеокамера и видеомагнитофон, что позволяет провести запись группового занятия с целью ее последующего анализа. Проведение групповых психокоррекционных занятий может быть успешным при следующих состояниях: 1) страхах, 2) заикании, 3) высокой агрессивности, 4) нарушениях общения, 5) неадекватной самооценке и социальной дезадаптации, 6) эпизодическом наркопотреблении. Противопоказанием для групповой коррекционной работы является: • наличие тяжелых психических расстройств (бреда, галлюцинаций, слабоумии), • выраженная двигательная расторможенность, • проблемы интимно-личностного характера (сексуальные нарушения, пережитые психотравмы и т. д.), • выраженная шизоидная психопатия, • наркомания I–II стадии, • активное нежелание подростка работать в группе. При некоторых состояниях индивидуальная работа оказывается значительно более эффективной, чем групповая. К этим состояниям относятся: нервная анорексия, навязчивости, ритуалы, тяжелые формы раннего детского аутизма и др. При проведении групповой психокоррекционной работы с детьми и подростками желательно придерживаться следующих принципов отбора группы: 1) относительная однородность группы по возрасту (разница не более 3 лет). 2) максимальная разнородность по акцентуациям, 3) у дошкольников и младших школьников возможно функционирование группы мальчиков и девочек вместе, у подростков – лучше отдельно: 4) в зависимости от характера группы ее численность может быть разнообразной, но оптимальная – 5–10 человек; 5) желательна закрытость группы (одни и те же участники работают на всех занятиях), но возможны и открытые группы (со сменой участников). Насколько хорошо участники группы знакомы друг с другом до начала занятий, имеет большое значение при некоторых формах работы, но редко зависит от желаний психолога; в групповых занятиях могут принимать участие ученики определенного класса, школы, сформировавшаяся делинквентная компания, пациенты отделения больницы и т. д. Только в некоторых случаях, при работе в консультативных службах удается достичь анонимности участников группы. Перед началом работы в группе обязательно проведение тщательного патопсихологического обследования детей, консультация с лечащим врачом данного ребенка, согласие самого ребенка и его родителей на такую форму работы.
|