![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психотренинг
Психотренинг– это комплекс упражнений, направленных на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т. д. Он широко применяется для улучшения успеваемости у детей с задержкой психического развития. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3–6 человек). Основной возрастной группой являются дети от шести до десяти лет. Продолжительность занятий – 30–45 минут, но отдельные упражнения можно включать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать альбомы типа «Развивайте ум детей». Приведем пример упражнений, направленных на развитие объема и концентрации внимания и работоспособности: «Корректура» – вычеркивание из текста определенных букв (сначала одной, потом двух-трех) с фиксированным временем; «Муха» – рисуется квадрат 3x3 клеточки и ребенку предлагается, мысленно удерживая его, перемещать по нему «муху» вверх-вниз, влево-вправо, следя за тем, чтобы она не вылетела за пределы квадрата. «Паровозик» – ребенку предлагают на тетради в клеточку рисовать под диктовку перемещения «паровозика» – одну клеточку вниз, две вправо, две вверх и т. д. «Что изменилось?» – на столе раскладывается ряд предметов, затем некоторые из них, попросив ребенка отвернуться, меняют местами. Нужно узнать, что изменилось. В индивидуальной работе могут использоваться задания типа «Найди различия между картинками», «Найди два одинаковых предмета» и т. д. Приведем пример психотренинговых упражнений, развивающих переключаемость внимания: «Корректура» – при которой, например, одну букву необходимо вычеркнуть, другую подчеркнуть или обвести кружком. «Прямой и обратный счет»– 1, 20, 2, 19, 3, 18, 4, 17, 5, 16 и т. д. «Наблюдение за двойными картинками» – ребенку предъявляется картинка с двойным изображением: «профили–ваза», «утка–заяц», «красавица–ведьма» и т.д., после того как ребенок обнаружит оба изображения, ему предлагается попеременно воспринимать оба изображения, как можно с большей скоростью. Время выполнения упражнения фиксируется – 1–2 минуты. «Ручная проба» – ребенку предлагается попеременно стучать по столу в последовательности «ребро – кулак – ладонь» (1–2 минуты). Для более старших детей возможно использование таб лиц Шульте и Шульте–Горбова. Развитие навыков запоминания является важной задачей психолога, особенно при работе с детьми с органической задержкой психического развития. Подробное описание упражнений для развития различных видов памяти дано в серии пособий, выпущенных центром «Эйдос». Поэтому здесь мы ограничимся описанием групповых игр и упражнений, направленных на развитие механического и логического запоминания. Для развития слуховой памяти применяются упражнения типа: «Нагружаем корабль» – каждый ребенок должен повторить в той же последовательности все слова, сказанные раньше, и добавить свои: «крыса»; «крыса, мешок»; «крыса, мешок, картинка» и т. д. «Вспоминание стихотворения» – один из участников называет строчку из стихотворения, задача группы вспомнить его целиком. «Запоминаем числа» – называются ряды двузначных чисел, начиная с 4 и до 10; задача – запомнить и записать в той же последовательности. «Составляем фразу» – упражнение выполняется в паре. Один из партнеров дает другому набор из 7–10 отдельных слов; задача второго – составить минифразу и запомнить ее. Через 5 минут воспроизвести слова, затем роли меняются. Для улучшения зрительного запоминания используются сюжетные картинки: посмотреть, а затем, не глядя на картинки, перечислить, что нарисовано; цветное геометрическое лото – посмотреть на свою карточку, запомнить ее; повторить это 5–6 раз с другими карточками, а потом перемешать их с остальными и отобрать узнанные отдельные карточки; сравнение парных картинок по памяти и т. д. Для развития мышления младших школьников используются игры: «В аналогии» (лошадь с жеребенком, как корова с...), задача группы – дополнить фразу. «Сходства и различия» – «муха и пчела похожи...», «муха и пчела отличаются...».
|