Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды коррекционной помощи детям при нарушениях психического развития
Нарушения развития описаны в гл. 5, 6. Каждый тип нарушения нуждается в специфической психологической коррекции. При психическом недоразвитии дети нуждаются, в основном, в правильном решении вопроса о месте и форме обучения и помощи специалиста – дефектолога. Важной задачей психолога является работа с родителями такого ребенка, оптимизация их общения с ним, оказание развивающей помощи ребенку. Коррекционное воспитание направлено на предупреждение и коррекцию аномалий психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе. Хорошим пособием для родителей этих детей будут книги Кэрол Тин-грей-Михаэлис, М.И. Буянова, С.Д. Забрамной. При недоразвитии с преимущественным нарушением функции речи необходима специальная стимуляция, направленная на использование слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. Не следует угадывать и немедленно удовлетворять каждое желание ребенка, надо дать ему возможность выразить свою просьбу любыми доступными средствами. Мать должна сама произнести нужное слово, затем делается пауза, пока ребенок сам не повторит его и только тогда следует удовлетворить просьбу. Во время игровых занятий мать под-. ражает звукам, которые произносит ребенок, а затем побуждает его произносить новые звуки и слова. У детей с олигофренией долго не формируется понимание инструкций, обращенной к ним речи. Все инструкции должны быть короткими, сопровождаться наглядным показом, жестами. Выполнение инструкций нужно всегда поощрять. Многие дети восприимчивы к ритму, музыке, это можно использовать на занятиях по звукоподражанию: раскачивая ребенка на коленях, как на лошадке, повторять вместе с ним «Но-но-но1» и т. д. При обучении речи важно, чтобы ребенок понял значение слов. Ребенок с олигофренией легче усваивает это при наглядном показе, возможности манипулировать с называемым предметом. У детей с хорошей механической памятью (при гидроцефалии, болезни Дауна и т. п.) не следует поощрять бессмысленного повторения слов и предложений, нужно стремиться к максимальному пониманию, связи с реальными предметами. У детей с задержкой психического развития коррекцион-ное воспитание и развивающее обучение играют первостепенную роль. По уровню интеллекта, в большинстве случаев, эти дети способны освоить знания и умения, соответствующие возрасту, но незрелость эмоционально-волевой, мотивационной сферы препятствует этому. Все занятия следует проводить в игровой форме, максимально поощрять проявления собственных познавательных интересов ребенка, его самостоятельность. В младшем школьном возрасте многие дети этого типа не способны к самостоятельному приготовлению домашних заданий, им нужна организующая помощь взрослых. Для них особенно важно соблюдение режима дня, расписания подготовки к урокам, правильное, аккуратное рабочее место. Постепенно следует уменьшать контроль и организующую помощь, с тем, чтобы к 3–4-му классу ребенок мог самостоятельно справляться с домашними заданиями, выполнять поручения взрослых – сходить в магазин, убрать в комнате и т. д. В школьном возрасте у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирована учебная мотивация, а освоение программы обычной школы может быть очень трудным (особенно для детей с органическим инфантилиз< мом). Это следует знать учителям и родителям и максимально поощрять ребенка за любые достижения, не требовать от него отличных отметок. Можно при необходимости проводить с этими детьми психотренинговые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти (см. 12.4). Желательно, чтобы во время этих упражнений ребенок иногда менялся местами со взрослым, исполнял роль «тренера», «учителя». Это поможет ему легче понять специфику учебной деятельности, необходимость дисциплины в классе. При органических поражениях ЦНС информационная и развивающая функция обучения должна быть направлена на компенсацию дефекта, максимальное использование сохранных возможностей психики. Так, при нарушениях моторного развития ребенка, церебральных параличах проводится массаж, стимуляция активных действий с предметами. Необходимо, чтобы мать, показывая малышу игрушки, выполняла действия, сопровождая их словами и предложениями. Таким образом у ребенка накапливаются речевые впечатления, развивается способность подражать движениям и речи окружающих. Но не следует прямо побуждать таких детей к речи. Инструкции типа «скажи», «повтори» могут вызвать у них спазм мускулатуры, усиление непроизвольных движений. Для детей с нарушениями работоспособности (повышенной утомляемостью, затрудненной врабатываемостью) особое значение имеют психогигиенические мероприятия: четкий режим дня, достаточный сон, наличие отдыха, пауз при приготовлении домашних заданий. При межполушар-ной дисфункции (см. гл. 6) дети нуждаются в помощи при освоении абстрактных, особенно математических понятий. Поэтому их важно научить фиксировать главное в задаче, ее условия, рисовать «иллюстрации» к усвоенной теме. Это позволит достичь большего понимания со стороны ребенка и поможет взрослому проконтролировать его знания. Рекомендуются также упражнения психотренинга. Дети с искаженным психическим развитием, ранним детским аутизмом нуждаются в специальной помощи психологов, направленной не только на коррекцию и развитие психики ребенка, но и на формирование нормальной системы взаимоотношений ребенка с родителями. Система этой работы описана в книге А.С. Спиваковской (1988). Основным методом коррекции в работе с этими детьми служат игровые занятия. Их целью является установление всестороннего контакта с ребенком, создание устойчивой совместной игры, развитие навыков общения. Родителям, дети которых больны аутизмом, необходимо усвоить специальные навыки. При тяжелых степенях аутизма (I–II уровней) может использоваться процедура холдинга, при котором мать длительно удерживает ребенка лицом к себе, преодолевая сопротивление, ласково разговаривая с ним. Подробно холдинг описан в книге под ред. В.В. Лебединского (1988). Родители должны учитывать приверженность своего ребенка к стереотипам, его страхи, возникающие при перемене обстановки, режима дня. Любые изменения следует вводить постепенно, обязательно объясняя, зачем они. Важно создавать условия для развития движений ребенка с аутизмом: лесенка, канаты, качели позволяют безопасно проявлять двигательную активность. У многих детей этого типа поздно формируются навыки самообслуживания, родителям следует уделить этому дополнительное внимание, поощрять самостоятельность ребенка, его бытовую ориентированность.
|