Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цивилизационный подход к типологии государств
В основе цивилизационного подхода к типологии государств выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и нашло в последующем свое развитие в трудах крупнейших представителей философско-социологической мысли, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др. Цивилизация – социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающаяегонеобходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей. В ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют определенные типы государственности. Классификация типов цивилизаций: 1. В соответствии с периодами исторического развития: - древние—локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, эгейская и другие); -особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие), с соответствующими типами государств; - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. 2. По характеру организации государственно-политических институтов: - первичные цивилизации. Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие фараонов и занимавшиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. - вторичные цивилизации. Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе. В первичных цивилизациях государство само определяет социальные и экономические структуры., то есть, является составной частью не только политической надстройки, но и базиса. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. государство Во вторичных цивилизациях (западноевропейской, североамериканской, восточно-европейской, латиноамериканской, буддийской и др.) проявилось отчетливое разграничение между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, а иначе его власть незаконна. Слабыми сторонами цивилизационного подхода являются: - недооценка социально-экономических факторов; - существование множества критериев и несовпадающих классификаций; - отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.
|