![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды политических режимов.
Все режимы делятся на демократические и недемократические. Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, обеспечивающий участие народа в управлении государством. Характерные черты демократических режимов: - формирование органов власти выборным путем; - политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений, союзов; - гарантированное существование политических прав и свобод граждан; - равноправие всех форм собственности; - децентрализация власти, широкое развитие всех форм самоуправления. Антидемократический режим - это способ осуществления государственной власти, предусматривающий отстранение широких масс населения от участие в управлении государством. Разновидности антидемократических режимов: деспотия, тирания, авторитарный, тоталитарный, фашистский. Деспотический – режим, характерный для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии (древневосточный монархии), когда неограниченная власть сосредотачивается в руках одного лица, получающего ее законно (по наследству). Данный режим отличается крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспот опирается на разветвленный бюрократический аппарат и армию. Жестоко подавляется любое инакомыслие. Тиранический – режим, основанный на узурпации власти тираном Авторитарный – режим, при котором власть осуществляется ограниченным кругом лиц и не контролируется народом; режим может осуществляться в разных формах. Представительные органы реально никакой роли в жизни общества не играют. Управляет правящая элита во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией, партийной группировкой). Устанавливается авторитарный режим в результате военного илигосударственного переворота. Тоталитарный – режим, являющийся крайней формой авторитарного режима (социалистические государства периодов «культа личности»). Характеризуется наличием одной официальной идеологии, одной политической партией, слиянием партийного аппарата с государственным и формированием партийной номенклатуры; наличием «культа личности», партийной монополией на средства массовой информации, крайним центризмом в управлении, огосударствление собственности, милитаризацией. Формально политические права и свободы закрепляются в законе, но отсутствует механизм их реализации. Фашистский -режим, являющийся крайней формой тоталитаризма (Италия, Венгрия в 20-40 гг. XX в.). При фашистском режиме национализм становится государственной политикой. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при нарастании социальной напряженности, обнищании масс.
ЛИТЕРАТУРА: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Безулевская И.В. Федерация и федерализм: виды и модели // Право и политика. 2004. № 7. Бойко Ю.П. Политико-правовые аспекты федеративного обустройства Российского государства // Право и политика. 2008. № 3. Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в России// Государство и право. 2009. № 10. Громыко А. Л. Политический режим. М., 1994. Дамдинов Б.Д. О понятии субъекта федерации: Теоретические аспекты // Сибирский юридический вестник. 2003. № 2. Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима// Государство и право. 2010. № 5. Иринин А. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки // Закон и право. 2007. № 5. Кинг Г. Классификация федераций // Полис. 2000. № 5. Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерий классификации и основные виды// Правоведение. 2002. № 1. Кудрявцев Ю.А. Правовой режим демократических государств и проблемы правопонимания// История государства и права. 2005. № 2. Лобанов Г. Безналоговое государство // Юрист. 2000. № 3. Мухаметисин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа// Государство и право. 1994. № 3. Рушайло В.Б. Понятие и содержание специального административно-правового режима// Следователь. 2003. № 7. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. Силинов П. М. О некоторых принципах федерализма в зарубежной литературе // Государство и право. 2000. № 5. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1997. Шумков Д. М. Форма государства // Основы государства и права. 2000. № 1. Устрялов Н.В. Элементы государства // Политическая наука. 2002. № 2. Хабермас. Ю. демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 1993. Якушкин В.М. Многообразие форм правления // Философская и социальная мысль. 1992. № 10.
|