Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского сада – замечательного изобретения педагогов двадцатого века. И даже если начало посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития. Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость адаптации к условиям детского сада. Под адаптацией понимается процесс приспособления личности к новой социальной ситуации или среде. Очевидно, что этот процесс можно оптимизировать. Когда человек попадает в новую для него ситуацию, у него есть два пути: использовать имеющийся опыт в новой ситуации (прошлый опыт налаживания отношений с незнакомыми людьми, освоение нового пространства) или, если такого опыта нет, постараться найти способ действия методом проб и ошибок, испытывая при этом значительный стресс. Готовность к детскому саду многими родителями сводится к владению навыками самообслуживания. А готов ли ребенок к разлуке с матерью, к общению с большим сообществом группы, к принятию и соблюдению норм поведения? Об этом мы мало задумываемся. Более того, иногда именно проблемы в этих областях являются причиной для начала посещения ДОУ – «там он научится». И он учится... методом проб и ошибок. Целью социально-психологического сопровождения вхождения ребенка в дошкольное учреждение является гуманизация адаптации к условиям общественного воспитания ребенка и его семьи. Поскольку на современном этапе мы можем говорить о серьезных проблемах в этой области. Период адаптации, сложный не только для ребенка, но и для его семьи, педагогов ОУ, в основном построен как некий рубеж, который необходимо просто «пережить», перетерпеть. Такой подход неизбежно приводит к негативным последствиям. Ни педагогами, ни родителями они, тем не менее, как правило, не связываются с процессами адаптации. Перечислим некоторые из них: § Высокая заболеваемость, как психологическая защита от угрозы посещения ДОУ, возможность вернуться домой. § Преобладание негативного эмоционального состояния у ребенка в течение дня. § Отказ семьи от сотрудничества с ДОУ как последствие применения формулы «привели – оставили – нужно уйти, чтобы не травмировать ребенка еще больше». § Снижение «чувствительности» педагога к проблемам детей, не выражающихся ярко. И т.д. Таким образом, возникает необходимость проведения социально-психологического сопровождения поступления ребенка в дошкольное учреждение. Очевидно, что данная работа не может начинаться с момента прихода ребенка в ОУ, она должна быть перенесена во времени на несколько недель (а в идеале - и месяцев) в период до поступления.
Условно весь период адаптации можно разделить на три основных этапа: доадаптационный, адаптационный, постадаптационный.
1 этап. Доадаптационный. Целью данного этапа является формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов. На этом этапе необходимо решить следующие задачи: снизить возможные риски, спрогнозировать и спланировать деятельность, подготовить всех участников к периоду адаптации, создать оптимальные условия. Планирование работы. Планирование работы осуществляется с учетом всех видов ресурсов, их состоянием и кадровым составом ДОУ. Любое планирование должно опираться на проблемный анализ, как инструмент сопоставления существующего положения вещей с актуальными требованиями. Есть множество технологий проведения проблемного анализа с выходом на дальнейшее стратегическое планирование. Приведем пример использования технологии, предложенной К.М. Ушаковым в кн. «Ресурсы управления школьной организацией» М, «Сентябрь», 2000, применительно к проблемам адаптации:
Исходя из полученных данных, мы можем приступить к дальнейшему стратегическому планированию. Нужно отметить, что если в работе по тому или иному направлению не возникает проблем, конечный результат деятельности соответствует желательному результату, то можно говорить об эффективном «режиме функционирования». Далее мы приводим примеры планирования работы с родителями. План работы с семьей (из опыта работы «Детский сад комбинированного вида №78» г. Череповца)
Алгоритм работы с семьей в доадаптационный период (из опыта работы «Центр развития ребенка - детский сад № 125» г. Череповца)
П Л А Н РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ (из опыта работы «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Череповца)
В ходе планирования мы должны ответить на вопросы «Чего мы хотим?», «Как и в какие сроки мы это достигнем?», «Как мы распределим ответственность?». Необходимо поставить перед собой еще один вопрос: «По каким критериям мы будем судить о результативности работы?» Такими критериями могут быть общие показатели, такие как заболеваемость, посещаемость, результаты опросов – удовлетворенность родителей работой ДОУ, участие родителей в жизни группы и другие. Кроме этого, планирование поможет определить и какими ресурсами мы должны обладать для проведения намеченной работы. Важнейшим ресурсом являются кадры дошкольного учреждения, работающие с детьми в адаптационный период.
|