Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из русской литературы XIX века. Александр Сергеевич Пушкин.Краткий рассказ описателе,
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ описателе, «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве-щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас-терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I й Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози-ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие пред-ставлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об-раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо-нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по-вествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «малень-кого человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагиче-ское и гуманистическое в повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие пред-ставлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ опоэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма обисторическом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно-го народного творчества. Оценка героев с позиций на-рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит-ва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль-ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя-ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи-сателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище-ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер-женность Тараса и его товарищей -запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат-риотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в по-вести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Историческая и фольклор-ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз-витие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа-теле.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от-ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенево богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто-рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си-бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ-та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-
хайло Репнин». Воспроизведение исторического коло-рита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткийрассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази-тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Гротеск (начальные пред-
ставления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа-теле.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «НатальяСавишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое худо-жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа-теле.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска-
за: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру-сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово-
рящие фамилии» как средство юмористической харак-теристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко-мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж-дения.)
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо-вест». Поэтическое изображение родной природы и вы-ражение авторского настроения, миросозерцания.
|