Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из русской литературы XIX века






 

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

 

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творче-ство. (Обзор.)

 

«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможно-

сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

 

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско-го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо-сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко-вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер-ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради-ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш-ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи-тельным чарам.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие пред-ставлений).

 

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче-ство. (Обзор.)

 

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове-ческое звучание образов персонажей. Меткий афо-ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров, «Мильон терза-ний»), Преодоление канонов классицизма в комедии.

 

  Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест-
во. (Обзор.)    
  Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк»,
«Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»,
«Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...


 

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре-чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

 

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «ЕвгенийОнегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

 

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро-мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш-кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско-го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер-кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити-ка начала XX века; писательские оценки).

 

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст-ва» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

 

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

 

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге-рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

 

Особенности композиции. Печорин — «самый любо - пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо-рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро-мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского,

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па-

рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди-
на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,

 

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но
твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824),
«Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу!
Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест-
ва, тема любви, поэта и поэзии.      
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о романтизме
               

(закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче-ский роман (начальные представления).

 

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» — история создания. Смысл на-звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду-ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

 

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме-дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше-ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво-люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю-ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед-нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о герое и антиге-рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми-ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

 

Александр Николаевич Островский. Слово о пи-сателе.

 

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесеи угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви -— воскрешение патриархальности, воплощение истины,

благодати, красоты.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия как жанр драма-

 

тургии (развитие понятия).


 

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа-теле.

 

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» —жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не-счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие поня-тия).

 

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической

трилогии. Формирование личности юного героя по-вести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще-славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

 

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предла-гается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

 

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

 

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложныеценности героев рассказа,

 

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XiX века. Чеховское от-ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много-людном городе.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 

Из поэзии XIX века

 

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много-образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал