Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из литературы XIX века






 

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель-ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

 

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен-ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде-янности, безответственности, зазнайства.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

 

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни-ками.

 

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. ЕрмакТимофеевич — главный герой думы, один из предводи-телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное пред-ставление).

 

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите-ратуре.

 

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе-ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос-стания декабристов.


К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще-ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

 

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза иединения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

 

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки-на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто-рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо-лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче-ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред-водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо-щадный» (А. Пушкин).

 

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге-роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест-венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро-мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч-ке» и «Истории Пугачева».

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (началь-ные представления), Реализм (начальные представ-ления).

 

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче-ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме-ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль-ного и символического планов, значение образа Петер-бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще-ние этих тем в его творчестве.


«Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван-ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об-ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче-ски-условный историзм поэмы.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие пред-ставлений). Романтический герой (начальные представ-ления), романтическая поэма (начальные представле-ния).

 

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи-сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

 

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто-рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко-медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест-ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб-разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об-щественное явление.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие пред-ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

 

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату-ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на-дежд, а согреться в холодном мире. Тщетность этой меч-ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не-злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

 

«История одного города» (отрывок). Художествен-но-политическая сатира на современные писателю по-рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно-ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче-ские сочинения.


 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (раз-витие представлений). Литературная пародия (началь - ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

 

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи-сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защитабеззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де-таль как средство создания образа в рассказе.

 

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие пред-ставлений). Художественная деталь (развитие пред-ставлений).

 

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа-теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

 

«После бала». Идея разделенности двух Россий.Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло-гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге-роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз-витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

 

Поэзия родной природы

 

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»,

 

М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

 

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упу-

щенном счастье.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художест-венной литературы (развитие представлений).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал