Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из литературы народов России
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинскогопоэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже-лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об-раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честныхлюдях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе.
«Кукольный дом». Проблема социального неравен-ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. 06- 64 3-2746 65 нажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразреши-мость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устояв-шимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепо-щенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стира-нию грани между реальным и воображаемым. Симво-лизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС
Введение
Русская литература в контексте мировой художест-венной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская лите-ратура; литература, официально не признанная вла-стью; литература Русского зарубежья. Различное и об-щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и пробле-мы. Проблема нравственного выбора человека и проб-лема ответственности. Тема исторической памяти, на-ционального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра-зие реализма в русской литературе начала XX века. Че-ловек и эпоха — основная проблема искусства. Направ-ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус-ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур-ных стилей, школ, групп. Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Об-
зор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди-ночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан-ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на-строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествова-ния в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчай-шим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Те-ма любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской про-зе. Своеобразие художественной манеры И. А, Бунина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред-ставлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество.(Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатов вый браслет» (одно из произведений по выбору). По-этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре-альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия пове-сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов-ной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас-лет». Трагическая история любви Желткова и пробужде-ние души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символиче-ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси-хологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула эпическо-го произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос
и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-по-этические истоки романтической прозы писателя. Проб-лема героя в рассказах Горького. Смысл противопо-ставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смыслназвания произведения. Атмосфера духовного разоб-щения людей. Проблема мнимого и реального преодо-ления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в челове-ка (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сцениче-ская судьба пьесы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Социально-философская дра-ма как жанр драматургии (начальные представления).
|