![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 3. Аллофоны
Приведите примеры слов, в которых русская фонема < а> выступает в виде следующих аллофонов
[Λ ] или [α ] ____________________? [ъ] ____________________? [•а] ____________________? [•а•] ____________________? [а•] ____________________? [и] ____________________?
Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.
Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.
Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь – с точки зрения ПФШ,
– с точки зрения МФШ?
Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
ЗАПОМНИТЕ! · ПФШ всегда исходит из реального звучания слова. · МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы < ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: в слове «доход» на конце фонема < д >, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная ( дохоД-а, дохоД-ы и т.п) или сонорная согласная ( дохоД-ный ). Ср. слово «портрет», где на конце фонема < т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п.
|