Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение языка экономического инструментария






Крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовла­дельческих государств стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство. Доказательства идеологов древ­него мира основывались преимущественно на категориях морали, эти­ки, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирова­ния денежного и торгового капитала.

Источники языка экономического инструментария Древнего Востока:

Вавилон — кодекс царя Хаммурапи; Китай — Конфуций; Индия — трактат «Артхашастра».

Свод законов царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.) создан около 1760 г. до н.э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности и охране интересов цар­ских служилых людей, позволяет судить об уровне развития товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Конфуций (Кун-цзы) (551—479 до н.э.) заложил основы конфуциан­ства — этико-политического учения, оказывавшего влияние на разви­тие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индийский трактат «Артхашастра» (буквально — «наука о поль­зе, о практической жизни») — это собрание наставлений по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государст­во с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший ис­точник сведений об общественных отношениях, инструментарии эко­номики его времени, политических институтах Древней Индии. Авто­ром трактата считается Каутилья (IV в. до н.э.) — древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа про­изводства характерны:

• чрезмерное регулирование хозяйства через регламентацию сферы ссудных операций и торговли;

• в экономике ведущая роль отводится собственности государства;

• неприкосновенность частной собственности. Экономический язык инструментария Древней Греции связан с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430—354 до н.э.) в трактате «О домашнем хозяйстве») дана характеристика образцового хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» — попытка найти выход из экономических труд­ностей Афин. Важнейшие постулаты трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему: естественное разделение труда на умственный и физический; любой товар обладает полезными свойствами (потреби­тельная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428—347 до н.э.) создал теорию «идеального общественно­го устройства» и изложил ее в своем труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый зани­мается тем к чему более приспособлен. Платон проповедовал уничто­жение частной собственности, общность жен и детей, государственное регулирование браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384—322 до н.э.) предложил экономическое учение, основанное на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его книги «Политика»: обязательное наличие частной собственности; все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явле­ний, связанных с производством потребительных стоимостей, к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребно­стей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег, сюда же при­числял и крупную торговлю. Соответственно Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источ­ником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и назы­вал его естественным, поскольку оно возникает в результате производ­ственной деятельности; направлено на удовлетворение потребностей людей, и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно воз­никает из обращения, не состоит из предметов непосредственного по­требления, и размеры его ничем не ограничиваются.

Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику; деньги выступают в роли соизмерителя при обмене и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения; человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал