![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология процесса консультирования.
Две группы инструментов, с помощью которых психолог – консультант управляет консультационной ситуацией: личность самого психолога и условия общения. Личность психолога представлена в процессе консультирования речью психолога, языком тела, профессиональны и личностным самоопределением. Условия общения при консультировании – это плоскость общения клиента и психолога, дистанция общения, пространство общения. Консультирование в основном можно разделить на две большие группы: пассивное консультирование (активное слушание) и активное воздействующее консультирование. Воздействующее консультирование может также делиться на две группы: диалогистическое консультирование и монологическое (авторитетное) консультирование. Технологические приемы ведения беседы напрямую зависят от парадигмы, выбранной психологом – консультантом для работы беседы. В тоже время, можно отметить простые и доступные приемы консультирования. К таким приемам относятся: ограничение речи консультанта в диалоге, приближение разговорной речи консультанта к языку клиента, краткость и точность высказываний консультанта, анализ эмоциональных переживаний клиента, альтернативные формулировки, акцентирование эмоциональных переживаний, использование парадоксальных вопросов, уточняющие и углубляющие формулировки, использование интерпретации, перефразирование. Во время консультации необходим контакт консультанта с клиентом вербальный и невербальный: контакт глаз, контакт поз (подстройка к клиенту в НЛП), контакт чувств и эмоций.
Консультационная ситуация. Структурные единицы консультативной ситуации: клиент, психолог, проблема. В процессе консультирования происходит взаимодействие и взаимовлияние всех его структурных единиц. Клиент приходит к психологу со своей проблемой, т.е. источником проблемы является сам человек. В тоже время и проблема влияет на человека своим существованием. Например, человек боится общения с новыми людьми и, следовательно, избегает нового общества, чувствуя при этом дискомфортное состояние. Проблема влияет на выбор консультантом методов и методик работы. Если человек обращается за помощью в избавлении его от страха метрополитена, то тест на уровень интеллекта в данном случае не актуален. В тоже время и психолог – консультант влияет на проблему клиента. Выбор того или иного метода будет зависеть от уровня подготовки консультанта и теоретического самоопределения психолога. В том случае, когда психолог владеет только одним методом воздействия на клиента, например релаксацией, он и выберет только тот слой (уровень) сложности проблемы, с которой сможет работать данным методом. В соответствии с парадигмой, принятой для себя консультантом будут определяться цели, задачи и методы для решения соответствующей проблемы.
|