![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активное слушание в консультировании.
Существуют две основные позиции консультанта (Столин В.В.): пассивная и активная. Активная позиция консультанта означает его взаимодействие с клиентом. Оказание влияния на клиента в виде убеждения, применяемых техник и методик. Пассивная позиция психолога консультанта представляет собой способ активного слушания по К.Роджерсу. Активное слушание не подразумевает советов, интерпретации, указание действий. При активном слушании 2/3 времени консультации говорит клиент. В тоже время психолог не просто слушает, а активно включен в ситуацию клиента, в его переживания, в его цели, в его мировоззрение. Задача психолога помочь клиенту осознать и прочувствовать свою проблему самостоятельно, углубляясь в свой мир все дальше и дальше. Признаки успешного консультирования: 1. Между клиентом и консультантом появляется канал (или купол по Столину В.В.), который позволяет быть в одном пространстве с беседующим; 2. У клиента снижается уровень эмоционального напряжения, появляется улыбка; 3. Тема развивается; 4. Происходит большой или маленький инсайт у человека, т.е. он сам приходит к решению.
ддерживает контакт с клиентом, стимулирует его на дальнейший контакт, способствует целенаправленному развитию беседы (подводя краткий итог сказанного клиентом и задавая следующий уточняющий или направляющий вопрос), осмысливая то, что говорит клиент. Формулирование и проверка гипотезы – это попытка консультанта понять ситуацию клиента. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией. Прежде чем высказать мысленно сформулированную гипотезу психолог проверяет ее правильность на рассказанных клиентом конкретных ситуациях. Таких конкретных и подробных жизненных фактов, рассказанных клиентом, должно быть не менее двух – трех. Оказание психокоррекционного воздействия, прежде всего, зависит от той психологической парадигмы, с которой консультант работает. В тоже время, существует простой способ оказания воздействия – это акцентирование противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности за счет правильно построенных вопросов. Психокоррекционное воздействие – это, прежде всего, попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению. Только как следствие этого изменения происходит облегчение жизненной ситуации, решение возникших проблем. Завершение беседы. На этом этапе консультанту необходимо осуществить ряд мероприятий, необходимых для реализации эффективного воздействия: подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время беседы); обсуждение дальнейших отношений (время встречи, домашнее задание); прощание консультанта с клиентом (во многом ритуальный, но необходимый акт для создания ощущения у клиента его значимости для консультанта). Критерии оценки эффективности в процессе консультирования: настроение клиента улучшилось, появилось возможность разрешения проблемы, появилось чувство уверенности, стремление к самопознанию и саморазвитию.
|