Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На русском направлении 6 страница






Возвращаясь к заявлениям в поддержку развития военных связей с Китаем, следует сказать, что они, как правило, исходят от кругов, связанных с уже сложившимися военно-промышленными и чиновничьими лоббистскими группами, извлекающими прямую выгоду из российско-китайского военного сотрудничества. Ими же в Москве на политическом уровне запущен в оборот тезис о том, что в условиях резкого ослабления позиций России перед лицом угрозы с Запада положение может быть поправлено сближением с Китаем.

Решительное несогласие вызывает то обстоятельство, что в подобном духе проводится разъяснительная работа с личным составом Вооруженных Сил России. Один профессор из Дипломатической академии МИД РФ уже договорился на страницах «Красной звезды» до того, что «Китай — главный союзник» нашей страны в Юго-Восточной Азии [403].

А вот как разъясняет своим подчиненным военно-политическую обстановку на Дальнем Востоке командующий погранвойсками России: «...попытки ставить вопрос о пересмотре достигнутых договоренностей с Китаем ничего общего с патриотизмом не имеют». Далее корреспондент «Красной звезды» Гольц задает вопрос, в формулировке которого уже по существу заложен и ответ: «...кое-где в китайцах, находящихся в России, уже пытаются увидеть новый образ врага...» И командующий оправдывает ожидания: «Посмотрите на карту. У России уникальное, чрезвычайно выгодное географическое положение. Ей самой судьбой предназначено соединять континенты, страны, экономику и культуру... Не отгораживаться от мира, а интегрироваться в него должна Россия» [404].

Создается впечатление, что говорит не командующий погранвойсками, а еврейский интеллектуал из «Московской трибуны» или подобного «неформального объединения». Не лучше было бы рассказать о пиратских захватах китайцами российских торговых судов, систематических нарушениях китайскими гражданами морской и сухопутной границы России? Объяснить, как наша страна превратилась в центр китайской нелегальной иммиграции, в том числе транзитной — в страны Западной Европы? Рассказать о китайском военном шпионаже в погранзоне? Или как китайцы, обижаясь на действия еще «не перестроившихся» русских пограничников, дружно поворачиваются к ним задом в буквальном смысле этого слова? А сколько зафиксировано, к примеру, за последний месяц угроз оружием в адрес наших солдат и офицеров со стороны китайских военнослужащих? Видимо, открытое информирование личного состава Вооруженных Сил России и русской общественности не укладывается в заданную новую идеологическую схему. А может, постановка таких вопросов — это «истерия против китайцев»?

Кстати, о пиратстве. По некоторым сведениям, в первой половине 1993 года в Восточно-Китайском море китайцами было совершено 20 нападений на иностранные, в том числе 17 — на российские торговые суда. Эти нападения прекратились после того, как командование Тихоокеанского флота выступило с жестким заявлением по этому вопросу, которое, что немаловажно для такого «партнера», как Китай, было подкреплено направлением в район, где китайцы особенно распоясались, российских военных кораблей. Будем считать данный эпизод очередным проявлением «отношений традиционной дружбы и сотрудничества между нашими странами».

Что касается рассуждений о роли России в соединении «континентов, стран, экономики и культуры», необходимости интеграции ее в «мировую цивилизацию», то как источник, так и истинная направленность этих установок уже достаточно хорошо известны.

В Китае же политологи и военные даже в статьях, публикуемых в открытой печати, не очень-то напирают на «дружбу и сотрудничество» с зарубежными странами, оставляя эти рассуждения для дипломатических приемов. В китайских публикациях подчеркивается, что в современном мире «острая конкуренция» более реальна, чем мирное развитие, а нынешнюю эпоху следует определить как «эпоху острой конкуренции и беспощадного отбора». По словам заместителя директора Института США Академии общественных наук КНР Цзы Чжунъюань, эта конкуренция принимает сейчас прежде всего форму борьбы за выживание между национальными государствами. Она ведется в основном мирными средствами, но все равно для каждой нации и государства продолжает стоять «вопрос о жизни и смерти». И далее: «...убаюканные призывами к миру, дружбе и сотрудничеству, лишенные духа борьбы, мы полностью по собственной вине можем быть изолированы, не зная и не ведая об этом» [405].

А вот слова директора Центра по изучению международных проблем при правительстве Китая Хуань Сяна: «Не будет ошибкой сказать, что современный мир — это сплошная конкуренция» [406].

По-военному четок министр обороны Китая Чи Хаотянь: «Современный мир вступил в исторический период больших перемен, социалистическая модернизация нашей страны по-прежнему осуществляется в исключительно сложной международной обстановке. Мы... должны усиливать военную мощь государства» [407]. Заместитель председателя Центрального Военного совета КНР Лю Хуацин сделал в мае 1993 года доклад в высшей партийной школе при ЦК КПК: «Мы должны использовать благоприятные возможности,...поднять на новый уровень модернизацию нашей армии» [408].

Их подчиненные выражаются еще определеннее. Например, генерал-майор Лэй Юаньшань в интервью канадскому телевидению заявил, что происходящее в настоящее время наращивание военного потенциала Китая полностью оправдано, так как «после 100 лет иностранного господства Китай воспрянул, и мы никому не позволим снова третировать нас». [409] Звучит красиво. Остается уточнить, что понимается под «третированием». И есть ли гарантия, что однажды китайские политики и военные не посчитают, что Китай «третируется» неким государством, которое выдворяет из своих пределов китайских нелегальных иммигрантов, препятствует скупке своих земель китайскими гражданами или, к примеру, не желает продавать Китаю свои природные ресурсы по бросовым ценам? Вряд ли. Поэтому приходится задаться сакраментальным для России XX века вопросом: «Это глупость или измена?» И еще одна русская поговорка приходит на ум в связи с изложенным выше: «Дурак опаснее врага».

Что делать

Таковы общая направленность и некоторые конкретные проявления современной политики России в отношении Китая в условиях резкого усиления экономических, политических и идеологических позиций сионизма в нашей стране. Они говорят сами за себя.

Безусловно, такая политика не имеет будущего и нуждается в серьезном пересмотре. На наш взгляд, основными направлениями такого пересмотра могли бы быть:

1. Преодоление неблагоприятных для России тенденций в развитии торгово-экономических связей с Китаем, в том числе: прекращение бартерной торговли; усиление государственного контроля за экспортом в Китай сырьевых ресурсов, а также за качеством ввозимых в Россию китайских товаров и порядком их продажи; прекращение деятельности российско-китайских и китайских фирм, занятых хищнической эксплуатацией природных богатств Сибири и Дальнего Востока; проверка деятельности, ведущейся в рамках соглашений о научно-техническом сотрудничестве между двумя нашими странами, которая должна привести к прекращению ряда проектов, невыгодных России и ведущих к бесплатной (или почти бесплатной) передаче Китаю достижений русских ученых и создающих условия для китайского научно-технического шпионажа.

2. Безусловное прекращение военно-технического сотрудничества с Китаем.

3. Прекращение политики односторонних уступок Китаю в политической и дипломатической областях, в частности, по территориальному вопросу.

4. Введение жесткого иммиграционного контроля, категорический запрет на ввоз в Россию китайской рабочей силы в любой форме и под любым предлогом.

5. Приведение деятельности в России китайских юридических и физических лиц в строгое соответствие с русскими законами, в частности, с иммиграционным и налоговым законодательством; проверка законности приобретения китайскими фирмами и отдельными гражданами на территории России недвижимости, акций российских предприятий всех форм собственности и т.п. Внесение, если потребуется, соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.

Естественно, что такие меры будут успешными только при серьезном правовом, пропагандистском и организационном обеспечении. Важной составной частью этой работы должно стать возобновление широких научных исследований по действительно актуальным и острым аспектам китайской проблемы, а также широкая публикация результатов таких исследований в научной литературе и периодической печати. В свою очередь, необходимой предпосылкой для успеха такой работы является прекращение происходящего в настоящее время процесса дальнейшей сионизации российского китаеведения.

«НАРОДЫ, ИЗБРАННЫЕ НЕБОМ И ГОСПОДОМ»

Важной предпосылкой широкого китайско-еврейского сотрудничества является определенная, в ряде случаев значительная, общность психологического склада, взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

В чем это выражается? Не претендуя на исчерпывающий анализ этого непростого вопроса, считаем необходимым отметить по меньшей мере два момента, наиболее существенных с точки зрения нашего исследования: ярко выраженный торгашеский склад ума и гегемонистские амбиции, присущие этим двум нациям. В современных условиях эти качества оказываются к тому же тесно связанными друг с другом.

Механизм экспансии: некоторые характерные черты

Мао Цзэдун в 1953 году, то есть вскоре после своего укрепления у власти в огромной стране, объявил о намерении «прибрать к рукам» все континенты. В 1958 году он как бы конкретизировал этот план: «Через некоторое количество лет мы непременно построим крупную империю и будем готовы к высадке в Японии, на Филиппинах, в Сан-Франциско». Еще через год Мао повторил для полной ясности: «Мы должны покорить земной шар». [410] Наконец, в 1963 году он выразил то же самое в «художественной форме»:

Вскипают четыре океана, бушуют воды и тучи.
Пять континентов дрожат под ударами нашей грозы.
Сметем с лица земли всю мразь!
Нет врагов, которые могли бы нам противостоять.

Евреи обычно формулируют «проблему» несколько по-другому. Вот что говорил о сионизме один из его «основоположников» М. Нордау: «Это будет своего рода нервная система, которая охватит весь мир» [411]. А для нервных центров, понятно, большие размеры не обязательны; главное — чтобы они были способны управлять организмом. И если учесть, что за последние сто лет сионизм в основном укрепляется, то слова сионистского идеолога звучат не менее зловеще, чем откровения властителя самого многочисленного на земле народа.

Уже больше десяти лет назад русские ученые предупреждали, что сионизм разработал свои способы овладения миром и настойчиво стремится к осуществлению этой цели, совершенно аналогичной гитлеровским планам захвата мирового господства. Один из этих способов — тайное проникновение во все поры политического, хозяйственного и идеологического механизма той или иной страны. При этом указывалось, что под «проникновением» имеется в виду не столько непосредственное занятие сионистами определенных постов, должностей и прочее, сколько внедрение своих марионеток, людей, по тем или иным качествам устраивающих сионистов, во все жизненно важные сферы государственного механизма». И далее: «Тайная и неустанно проводимая работа по овладению миром привела к тому, что экономический и военный потенциал сионизма возрос настолько, что позволяет ему почти не считаться с мнением народов. Сионисты считают, что сионизм подошел к решающему шагу в овладении миром». [412]

Прошедшие годы показали, что для подобных оценок есть более чем серьезные основания.

Что касается Китая, то его мощь и влияние в мире в последние десять лет растут, видимо, еще быстрее, чем мощь и влияние сионизма. Наиболее наглядно об этом свидетельствуют данные об экономическом развитии. Эта страна уже вышла на третье место в мире по объему валового национального продукта. В 1993 году Китай стал мировым лидером по темпам его прироста (13%) и по абсолютной величине привлеченных иностранных капиталов (27 млрд. долл.). Страна находится в «фазе взлета», причем данное выражение — не журналистская метафора, а термин, широко используемый китайскими руководителями и учеными-экономистами. Этот взлет не просто впечатляет, а становится событием мирового значения.

Добавим к этому, что, по грубым оценкам, китайцы, проживающие вне КНР, Тайваня и Гонконга, производят валовой продукт в объеме 500 млрд. долл. в год, то есть больше его официальной величины в КНР, и обладают валютными суммами в 270 млрд. долл. Это больше, чем валютные резервы США и Японии, вместе взятые. [413] К последней цифре близки данные, опубликованные информированным гонконгским еженедельником: 200-300 млрд. долл. [414] Известно и то, что китайцы уже практически прибрали к рукам экономику почти всей Юго-Восточной Азии. Например, на Филиппинах они управляют 67 из 100 крупнейших фирм; в Таиланде им принадлежит 90%, в Индонезии — 75% частного сектора. [415] Кроме того, по состоянию на середину 80-х годов китайцы контролировали 60-70% объема операций во внутренней торговле и до 40% — во внешней торговле стран ЮВА. В 70-80-е годы из этой традиционной сферы своего приложения китайский капитал стал во все возрастающих масштабах переливаться в обрабатывающую промышленность, составляя в разных странах этого региона от 30 до 60% общего объема инвестиций в эту отрасль. К этому же периоду китайцы на 30-50% контролировали и финансы стран ЮВА. Уже к концу 70-х годов им принадлежали полностью или частично 100 банков в странах — членах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, в том числе 44 — в Индонезии, 19 — в Малайзии, 14 — в Сингапуре, 12 — в Таиланде и 11 на Филиппинах. Некоторые из них являются крупнейшими в своих странах или входят в число ведущих. [416]

В то же время китайцы составляют абсолютное меньшинство населения указанных стран. Например, в Индонезии их численность не превышает 3-4% от общей численности населения страны. [417] Вам это ничего не напоминает?

В течение длительного времени китайское засилье вызывает недовольство и противодействие широких слоев населения соседних с Китаем государств. Ряд подобных проявлений имел место, в частности, в период между двумя мировыми войнами. Например, в 1926 году возник Союз сингапурских малайцев, целиком ориентированный на борьбу против китайской части населения под лозунгом защиты малайцев от «дегенерации». В Индонезии в 30-е годы среди национально мыслящих слоев населения получила распространение концепция «коричневого фронта» индонезийской нации, предусматривавшая противодействие как европейцам, так и китайцам. [418]

На Филиппинах (1924 и 1931 гг.) и в Бирме (1931 г.) имели место открытые антикитайские выступления местного населения, которые авторы монографии, подготовленной в Институте востоковедения АН СССР, характеризуют как «жестокие погромы китайцев с поджогами, грабежами, убийствами». [419]

В Таиланде в 30-е годы также предпринимались попытки бороться с китайским засильем, особенно после прихода к власти в 1938 г. так называемого «фашиствующего националиста» Пибусонгкрама. В частности, с помощью повышенного налогообложения китайских предпринимателей стали вытеснять из наиболее прибыльных сфер экономики; была строго ограничена иммиграция китайцев; закрыли часть китайских школ. Один из идеологов правящей группировки Вичит Ватакан высказал в том же 1938 г. мысль, что Таиланду следует пойти по тому же пути «решения китайского вопроса», каким решался «еврейский вопрос» в гитлеровской Германии. [420]

Здесь мы не можем не обратить внимание читателей на то, что автор соответствующего раздела цитируемой монографии Г.И. Левинсон использует данный факт для доказательства своего утверждения, согласно которому якобы «некоторые наиболее рьяные идеологи правящей группировки выступали даже за насильственное истребление китайских жителей Сиама» [421]. От внимания исследователя при этом ускользнуло то обстоятельство, что в 1938 г., хотя положение евреев в Германии и было безусловно тяжелым, физически они не истреблялись. В свете этого весьма уязвим для критики и тезис о стремлении «насильственно истребить китайских жителей Сиама». Что же касается проводившейся в Таиланде в 30-е годы политики ограничения китайского влияния, то актуальность предлагавшихся «фашиствующими националистами» мер доказывается нынешним положением дел, а оно для тайцев весьма печально. О господстве китайцев, в таиландской экономике мы уже говорили. Остается добавить, что концентрированным выражением этого является и их господство в таиландской политике. За примерами ходить далеко не надо. Достаточно напомнить о многолетней поддержке Таиландом головорезов китайского полукровки Пол Пота, уничтоживших в соседней Кампучии свыше миллиона человек для того, чтобы «расчистить территорию» для заселения ее переселенцами из Китая.

Не удивительно, что в таиландской печати давно уже практически невозможно отыскать статьи с критикой в адрес Китая и китайцев: газеты контролируются, как правило, теми же китайцами или их ставленниками, журналистам заткнули рот с помощью подкупа и угроз; те, кто пытаются говорить правду, просто уничтожаются физически.

Да, ситуация дает пищу для размышлений русскому читателю...

Но вернемся в Юго-Восточную Азию, где с течением времени у национально мыслящих слоев общества появляется все больше оснований беспокоиться по поводу «китайской проблемы». Процитируем здесь польского журналиста Станислава Гломбиньского, издавшего в начале 70-х годов хорошую книгу о китайской политике: «Поездка по этому региону мира, от Индонезии до Таиланда, и сбор материалов на тему об отношении живущих там народов к США и Китаю оказались волнующим и весьма ценным опытом. Я предполагал, что народы Юго-Восточной Азии недоверчиво относятся к политике Вашингтона и по горло сыты американским влиянием и американским «присутствием» в этой части света. Мои предположения полностью оправдались... В то же время... я столкнулся с явлениями, которые ошеломляют даже осведомленного европейца, если говорить о проблемах Азии и Дальнего Востока. Я столкнулся с подлинным страхом перед Китаем, перед китайским влиянием, китайской экспансией и повышенным интересом Пекина к этой части света» [422].

В настоящее время экономическое и военное усиление Китая, как признают, например, руководители китайского международного бизнеса, актуализирует старые опасения населения соседних с Китаем стран относительно своего трудного соседа, а также относительно лояльности проживающих в этих странах граждан китайского происхождения. А некоторыми специалистам на Западе делается вывод о «рекитаизации» лиц китайского происхождения, постоянно проживающих в странах ЮВА, замедлении или прекращении процесса их ассимиляции с местным населением. По их оценке, впервые с начала нынешнего столетия китайские иммигранты укрепляют свои связи с материковым Китаем для того, чтобы «создать нечто вроде нации без границ,...связанной общностью крови». [423] В связи с этим указывается, что «нельзя недооценивать опасность новой вспышки антикитайских настроений», [424] в частности, в ЮВА. Одна из таких вспышек, самая сильная за последние 15 лет, произошла в апреле 1994 года в Медане (Индонезия).

В нынешних условиях против китайских коммерсантов выдвигается серьезное обвинение в организации бегства капиталов из стран, где они живут и зарабатывают деньги, на свою «историческую родину», в КНР [425]. Ограниченный по времени, но уже достаточно разнообразный опыт наблюдения за деятельностью китайских коммерсантов в России указывает на то, что такого рода обвинения в высшей степени обоснованы. Кроме того, ряд признаков говорит и о том, что этот процесс не является стихийным, а управляется из Пекина. В частности, автору этих строк известно о существовании негласных решений правительства КНР, направленных на ограничение возможных инвестиций китайских предпринимателей в русскую экономику.

Любой объективный наблюдатель не может не согласиться с тем, что оснований для опасений у народов соседних с Китаем стран, да и не только соседних, становится все больше. Китайская экспансия усиливается, приобретает все более изощренные формы. И не только в Юго-Восточной Азии.

При этом торгово-экономическая экспансия тесно связана и переплетается с экспансией демографической, имеющей форму миграции китайцев в другие страны и регионы мира. Заметим, что этот процесс имеет и нечто вроде «правовой» основы. Мы имеем прежде всего принятую ООН «Всеобщую хартию прав человека», в которой в качестве одного из таких «прав» декларируется «право на свободный выбор места жительства». Помимо ЮВА, а также России, о соответствующих проблемах которой мы уже говорили, основная масса китайских мигрантов направляется в США, Канаду и Австралию — три страны, ориентированные на массовую легальную иммиграцию. Отметим в этой сзязи, что фактом, причем, на наш взгляд, прискорбным, стал процесс «азиатизации» Австралии. Хотя лица азиатского происхождения (в основном китайцы и вьетнамцы) составляют пока только 6% 18-миллионного населения этой страны, однако с начала 80-х годов их число утроилось. В настоящее время среди новых иммигрантов таких людей — 43%, тогда как удельный вес европейцев не превышает одной трети и продолжает снижаться. Так называемая «деловая миграция» в Австралию на 90% состоит из китайцев. Одним из видимых результатов этого процесса стало формирование многочисленных и влиятельных общин китайцев и вьетнамцев в крупнейших австралийских городах, появление в них чайнатаунов. Происходят далеко идущие изменения в культуре страны. В частности, правительством финансируется специальная программа, ставящая своей целью «изыскать способы повернуть школьные программы от их европейских корней к азиатским образцам». Министр школьного образования заявил, что такой поворот «необходим для страны, если мы хотим успешно взаимодействовать с динамично развивающейся экономикой азиатско-тихоокеанского региона». И уже японский язык занял в австралийских школах место французского как самый широко изучаемый иностранный язык, а китайский сравнялся по популярности (точнее, по числу изучающих его школьников) с немецким.

Нельзя не указать, что, судя по ряду признаков, подобная политика не пользуется среди белого населения Австралии широкой поддержкой. Вот какие результаты, например, дал опрос, проведенный среди школьников Сиднея в возрасте 14-16 лет: большинство опрошенных «склонны преувеличивать» численность проживающих в Австралии лиц азиатского происхождения; 51% выступает за введение административных ограничений на въезд в страну этой категории иммигрантов. Широко распространены такие оценки: «Они займут в будущем наши рабочие места»; «Австралия теряет свою национальную идентичность»; «скоро нами будут управлять азиаты». Те же, кто выступал в ходе опроса за «расширение связей с Азией», смогли привести лишь один довод в пользу своей точки зрения: «Это будет способствовать росту нашего экспорта и импорта». Надо сказать, что вывод из полученных результатов авторами опроса делается, с определенной точки зрения, довольно неожиданный: рекомендуется дальнейший пересмотр программ учебных заведений с тем, чтобы «учащиеся смогли больше узнать об обществах и странах Азии».

Таким образом, как говорится в одном из имеющихся у нас материалов, политика «Австралия для белых» к настоящему времени «полностью выброшена на свалку истории» [426].

В том же направлении поворачивается дело и на Североамериканском континенте. В США численность жителей страны азиатского происхождения с 1980 года удвоилась и составляет в настоящее время более 7 миллионов человек (3%). Характерно, что в Калифорнии — одном из самых процветающих и благодатных с точки зрения климата штатов страны — их уже 9%. А в Калифорнийском университете в Беркли — одном из самых престижных в США — удельный вес студентов азиатского происхождения достиг 27%. Уже несколько лет назад некоторые представители администрации университета выражали обеспокоенность по поводу данной тенденции и предлагали ввести квоты для этой категории студентов [427]. Предложение не прошло... Между тем, по данным Федерального Бюро расследований США, в этом же штате действуют разведывательные организации 57 государств мира, стремящиеся заполучить научно-технические секреты «Силиконовой долины» — одного из ведущих центров мировой электроники. И китайцы вместе с японцами занимают в этом «разведывательном сообществе» положение в первой тройке охотников за американскими секретами [428].

Не менее многозначительны и процессы, происходящие в некоторых других сферах жизни американского общества. Укажем здесь, например, на все более широкое распространение на территории США буддизма в его различных разновидностях, что прямо связано с ростом иммиграции из Китая, Японии, а также Кореи в эту страну. В настоящее время в США насчитывается 1500 буддистских храмов и монастырей. На их строительство уже израсходовано более 200 млн. долларов, причем часть средств поступила из-за рубежа. В настоящее время идет сбор еще ста миллионов [429]. По-видимому, это — один из существенных факторов религиозного развития американского общества, результатом которого станет (если уже не стал) конец США как христианского государства. Уже высказано мнение, что официальной датой такого конца можно считать ноябрь 1992 года, Тогда губернатор штата Миссисипи К. Фордис в публичном выступлении заявил, что «это элементарно», что США являются «христианским государством» и что «чем меньше мы будем делать упор на христианскую религию, тем больше будем падать в пропасть аморальности и хаоса».

Это заявление вызвало массу протестов. Со всех сторон посыпались обвинения в «дискриминации», ущемлении «прав человека» и прочем. Итог «дискуссии» подвел президент небезызвестной еврейской организации «Бнай Брит» К.Шайнер: «Губернатору Фордису следует запомнить, что Америка не является страной, к которой подходят расовые или религиозные определения». В конце концов губернатору пришлось выступить с извинениями [430].

Заметим, что та же линия проводится совершенно определенными силами и в России. Например, член Еврейского исторического общества в Москве С.Лезов выражается следующим образом: «...Россия — страна полиэтническая, полирелигиозная и поликультурная,...это «сообщество сообществ», как и США». [431] А о том, в каком направлении будет влиять на религиозную ситуацию в России рост численности китайцев, проживающих в нашей стране, можно в определенной степени судить по содержанию статьи, появившейся осенью 1994 года в китайском официозе — газете «Жэньминь жибао». В ней, в частности, говорилось, что культура Запада, которая до нынешнего времени «занимала ведущее положение в мировой культуре», страдает от «непримиримого конфликта: конфликта между наукой и христианством». В статье утверждалось, что именно эта «несовместимость» является «основополагающей причиной кризиса западной культуры».

Где же выход? А вот: «Если бы мораль и жизненные ценности людей Запада основывались не на христианстве, а на каком-то другом учении о человеке, вышеуказанное противоречие не возникло бы», — считают «китайские товарищи». — Верное решение вопроса — конфуцианство, так как оно является нерелигиозным учением о человеке, которое дает основу для представлений о морали и жизненных ценностях.

Такая культура, сочетающая науку и конфуцианство, уже приобрела отчетливые очертания в Восточной Азии, — указывает далее орган ЦК КПК. — Давая возможность осуществлять модернизацию гораздо более высокими темпами, чем в других регионах, она одновременно помогает избежать проблем, с которыми столкнулся в ходе модернизации Запад.

Из этого делается вывод: «Так как эта культура больше подходит для будущей эры, в следующем столетии она расцветет особенно бурно и заменит современную культуру Запада». [432]

Но вернемся на Американский континент и посмотрим, что происходит к северу от Великих озер? Да, в общем-то, то же самое. И Ванкувер уже называют «канадским Гонконгом» или просто «Гонкувером», так как 350 тысяч его жителей (четверть населения города) — китайцы. Процесс китайской иммиграции распространяется на все новые города Страны кленового листа. Например, за счет в основном иммигрантов из Гонконга население Ричмонда за 4 года увеличилось с 85 тысяч до 125 тысяч человек. И это только начало. А крупнейшим центром китайской иммиграции в Канаду остается, насколько известно, Торонто, где уже в 1986-90 годах китайские иммигранты только на покупку недвижимости тратили в среднем порядка 1, 2 млрд. долларов США в год. И снова знакомый мотив: треть студентов в Ванкувере — лица азиатского происхождения.

Принадлежащий китайцам «Гонконг бэнк ов Кэнэда» купил «Бэнк ов Бритиш Коламбиа» и «Ллойде бэнк ов Кэнэда», в результате чего стал крупнейшим иностранным банком, действующим в Канаде. К 1994 году его активы составляли около 9 млрд. долларов; самым прибыльным стало отделение, расположенное в Ванкувере. А из 20 тысяч клиентов этого же банка, расположенного в ванкуверском чайнатауне, более половины имеют вклады более чем полтора миллиона долларов каждый. Деньги эти используются китайцами в первую очередь для покупки недвижимости. В результате цены на недвижимость растут, по поводу чего рядовые канадцы начинают выражать свое беспокойство, равно как и в связи с тем, что, если нынешние тенденции сохранятся, к 2010 году 40%, т.е. почти половина населения Ванкувера, будут китайцами.

Насколько можно судить, эти опасения не разделяются местными властями и тем более большей " частью прессы. Ими ситуация характеризуется в обтекаемых выражениях типа «волны китайских иммигрантов драматически меняют социальную и финансовую ткань города», «Ванкувер стал более интересным и более интернациональным» и т.п. Это неудивительно, когда вопрос связан с деньгами, и немалыми. С их помощью китайцы покупают себе не только благоприятные комментарии продажных журналистов и чиновников, но и прямое политическое влияние. Ограничимся здесь указанием на то обстоятельство, что в течение 5 лет пост «представителя королевы Елизаветы Второй в Британской Колумбии» занимал «бывший житель Гонконга» по имени Давид Лам. И еще: в Торонто уже в 1990 году издавалось 9 ежедневных газет на китайском языке. На английском — три [433].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал