Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы дизайна
Научные основы принципов дизайна пермакультуры лежат в современной экологической науке, если точнее, в ее разделе, называемом «экология систем». Другие научные дисциплины, в частности география ландшафтов и этнобиология содержат ряд идей, которые были адаптированы к принципам дизайна. Изначально принципы дизайна пермакультуры порождаются определенным видом мировоззрения, которое можно назвать системным или дизайнерским мышлением (См. принцип 1. Наблюдай и взаимодействуй). Другие примеры системного и дизайнерского мышления включают в себя: - Whole Earth Review и более известное издание Whole Earth Catalogue, выпущенное Стюартом Брандом представили широкой публике значимость системного дизайнерского мышления в качестве основного инструмента культурной революции, частью которой является пермакультура. - Известные и широко используемые идеи Эдварда Де Боно vii являются примером системного дизайнерского мышления в более широком аспекте. - В качестве научной дисциплины под названием кибернетика viii, системное мышление казалось таинственным и сложным предметом, ассоциативно связанным с появлением компьютеров, сетей коммуникаций и других технологических новшеств. Не считая трудов по экологической энергетике Ховарда Одума, литературное влияние системного мышления на мое развитие принципов пермакультуры и дизайна было невелико, гораздо больше опыта было получено посредством осмотического впитывания идей в культурной среде, которые созвучны моему собственному опыту дизайна пермакультуры. Кроме того, я полагаю, что многие абстракции системного мышления имеют более понятные параллели в историях и мифах коренных народов и, в меньшей степени, знаниях всех людей, которые все еще поддерживают связь с землей и природой. Принципы этики и дизайна пермакультуры можно наблюдать повсюду вокруг нас. Я могу аргументировать, что их противоречие современной индустриальной культуре не умаляет их универсальную значимость для будущего пониженного энергопотребления. Ссылаясь на ряд стратегий, технологий и примеров, люди часто будут обращаться к пермакультуре и использовать ее – стратегии будут зависеть от типа существующих систем, экологического и культурного контекста, навыков и опыта участников. Если принципы нужны для того, чтобы помочь выбрать и развить определенные полезные действия, необходимо включить в них более общие, системные идеи дизайна, понятные простым людям и относящиеся к более традиционным источникам мудрости и здравого смысла. Я свожу многогранную суть пермакультурного мышления к 12 принципам дизайна. Мой набор принципов дизайна существенно отличается от тех, которые используют другие учителя пермакультуры. Некоторые отличаются только по способу организации и выделения основных акцентов, в других имеют место сущностные различия. Это неудивительно, принимая во внимание молодой возраст и развивающуюся сущность пермакультуры. Каждый принцип дизайна выражен в форма позитивного утверждения в повелительном наклонении и помечен соответствующим рисунком, который служит графическим напоминанием и символически отражает фундаментальный аспект принципа. К каждому принципу приписана народная мудрость, выражающая негативный или внушающий недоверие аспект принципа. Каждый из принципов может стать дверью в лабиринт системного мышления. Каждый пример, иллюстрирующий один принцип, будет включать в себя и другие. Таким образом, принципы становятся просто инструментами мышления, которые помогают нам в поиске и воплощении дизайнерских решений.
Принцип 1 Наблюдай и взаимодействуй
|