Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таблицы 50 — 57
Цели исследования. Те же, что и в таблице 49. Процедура проведения. На первых двух таблицах (50, 51) изображены животные и употребляемая ими пища. То и другое вырезается и по отдельности наклеивается на картон. Перед ребенком кладут изображения животных и просят положить к каждому животному его любимое блюдо. Эти таблицы можно предлагать детям с 4, 5—-5 лет. На таблицах 52—56 изображены разные картинки-ситуации, а на таблице 57 — недостающие к ним элементы. Картинки-ситуации и недостающие к ним элементы вырезают и наклеивают на картон. Перед ребенком кладут несколько картинок-ситуаций и маленьких карточек, затем просят положить недостающие элементы-фрагменты к соответствующим ситуациям. Эти таблицы предлагают детям с 6—7 лет. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием с интересом выполняют все эти задания. Дети с задержкой психического развития тоже проявляют интерес к заданию и в 6—7 лет выполняют задание (некоторым нужны наводящие вопросы). Умственно отсталые дети 7—8 лет могут выполнить это задание только при оказании помощи со стороны взрослых (разъяснение и показ). Таблица 58 Цели исследования. Выявить запас сведений и представлений об окружающем; понимание безречевых инструкций. Процедура проведения. Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подходящими карточками, которые предварительно вырезаются и наклеиваются на картон. Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание в 5—6 лет. Некоторые из них нуждаются в помощи в виде показа или устных разъяснений. Дети с задержкой психического развития с 6—7 лет выполняют задание, но большинству из них требуется организующая помощь. Умственно отсталые дети в указанном возрасте не располагают необходимыми для решения предложенных им задач сведениями и чаще всего раскладывают карточки наугад. Даже 7—8-летние умственно отсталые дети нуждаются в соответствующих разъяснениях и одной—двух практических демонстрациях. Особого интереса к предложенному заданию не проявляют. Эти таблицы удобны также при обследовании детей, у которых имеют место нарушения слуха или речи. Экспериментатор может использовать «безречевую» инструкцию в виде наглядного демонстрирования правильного выполнения задания. Понимание содержания литературных текстов Таблица 59 Цели исследования. Выявить понимание скрытого смысла текста; умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности; умение использовать помощь (интонация, наводящие вопросы); состояние речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, словарный запас). Процедура проведения. В таблице представлены тексты рассказов. Они могут быть прочитаны самими детьми, но будет лучше, если их прочтет взрослый. Анализ результатов. При оценке интеллектуальной деятельности ребенка надо учитывать и его эмоциональные реакции. Они могут служить показателем понимания содержания текста, его основного смысла. Важно установить характер помощи, в которой нуждается ребенок для решения стоящей перед ним задачи. Такая помощь может оказываться в форме наводящих вопросов, повторного чтения, интонационных выделений значимых слов, понятий, актуализация прошлого опыта. Дети с нормальным умственным развитием в 7—9 лет решают эту задачу самостоятельно, лишь некоторым нужны наводящие вопросы. Дети анализируют содержание данных рассказов, устанавливают связи между отдельными частями, делают выводы. Детям с задержкой психического развития требуется разъясняющая помощь. Умственно отсталые дети в этом возрасте не в состоянии понять смысл предложенных им рассказов. Оказываемая им помощь неэффективна.
|