Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таблицы 78 — 80






Цели исследования. Выявить уровень обучаемости и меры необходимой помощи; характер деятельности ребенка в процессе выполнения им задания (целенаправленность работы, обдуманность действий, способность сравнивать, планировать предстоящую деятельность).

Процедура проведения. Ребенку предлагают две задачи (табл. 80). Задача 1 — с цифрами, задача 2 — с буквами. Первоначально ребенок оперирует с цифрами (задача 1), затем с буквами (задача 2). Он должен изменить их расположение так, чтобы они располагались в том нее порядке, как на табл.78, являющейся образцом.

Из таблицы 79 вырезают цифры и буквы, которые затем выкладывают на пустой карте в положении, заданном в задачах 1, 2 (табл. 80).

Работа проводится в четыре этапа. На первом (ориентировочном) этапе показывают образец с цифрами (табл.78). Затем ребенку предлагают пустую карту с разложенными на ней цифрами, как показано в одном из вариантов задач 1 (табл. 80). Инструкция: «Передвинь цифры так, чтобы было, как на таблице 78» (показывают, как можно передвигать: не в шахматном порядке, а по пустым клеткам по типу игры в «пятнадцать»).

На втором этапе (стимулирующем) ребенку говорят, что задача решается с помощью меньшего числа ходов. Это замечание делается в том случае, если ребенок сделал больше четырех ходов).

На третьем этапе (обучающем) проводятся три занятия. На первом занятии ребенку показывают один-—два хода и просят довести работу до конца. На втором показывают все четыре хода и просят их повторить. На третьем занятии все четыре хода делают совместно.

На четвертом этапе работают с буквами (перенос). Работа с задачей 2 (буквами) аналогична работе с задачей 1: тоже решают за четыре хода.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют большой интерес к этому заданию уже в возрасте 6— 7 лет. Этому способствует его игровой характер. Те из них, кто умеет играть в шахматы, начинают передвигать цифры согласно правилам этой игры. Однако после необходимого разъяснения они сразу же решают задачу правильно, хотя и используют при этом больше четырех ходов. После указания дети осуществляют самоконтроль на основе сопоставления полученных результатов с образцом. Для решения задачи бывает достаточно одного занятия.

При выполнении аналогичной работы с буквами происходит перенос и оказывать помощь, как правило, не приходится. При предъявлении второй задачи достаточно указать, что и ее следует решать с помощью четырех ходов. Умение ребенка осуществить перенос является главным показателем его обучаемости.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности в понимании задания. В процессе работы требуется постоянная организующая помощь и разъяснение.

Умственно отсталые дети 8—9 лет проявляют весьма поверхностный интерес к предложенному им заданию, так как не понимают его смысла и того, что от них требуется. В отличие от нормальных детей они не обдумывают каждый из своих ходов и не планируют предстоящей деятельности, в результате чего не могут выполнить предложенное им задание. Помощь не способствует решению задачи. При выполнении аналогичного задания с буквами испытывают те же трудности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал