Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таблицы 114, 115⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Задания этих таблиц позволяют судить о состоянии навыков письма, усвоении программного материала, словарном запасе, связной речи, общей осведомленности ребенка. Наблюдение за работой детей и анализ выполнения им предложенных учебных заданий позволили нам выявить наиболее характерные особенности, присущие детям с умственной отсталостью, в отличие от детей с задержкой психического развития и с нормальным умственным развитием. Так, при исследовании школьных знаний и умений по математике установлено, что умственно отсталые дети испытывают наибольшие трудности при решении задач с косвенным вопросом. Им сложно понять условие задачи и составить план ее решения. В процессе выполнения часты случаи «потери» инструкции. Дети затрудняются самостоятельно по заданным компонентам составить условие задачи. При выполнении счетных операций наибольшие трудности вызывают вычисления с переходом через разряд. Показ и разъяснения малоэффективны. При исследовании школьных знаний по чтению и письму обнаруживаются большие трудности в понимании заданий, построенных на словесно-логических операциях. Умственно отсталым детям даже при овладении техникой чтения очень трудно понять смысл прочитанного, особенно если это тексты со скрытым смыслом или тексты иносказательного, метафорического характера. Помощь в этих случаях дети использовать не могут. Для всех детей характерна бедность словарного запаса, неточное использование слов, незнание значения многих общеупотребительных слов. В письме имеют место грубые аграмматизмы. Дети не умеют пользоваться выученными грамматическими правилами, у них не сформирован навык самоконтроля. Дети с задержкой психического развития могут испытывать похожие трудности как в математике, так и при овладении чтением и письмом. Однако у этих детей отмечается желание понять смысл задания, большая заинтересованность в положительной оценке своей работы, они более самокритичны. Но главное, что отличает их от умственно отсталых детей — это лучшее использование помощи. Им нужна незначительная помощь: в ряде случаев бывает достаточно мимики, жеста, интонации, чтобы ребенок нашел верное решение. Эти дети способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание. Для детей с нормальным умственным развитием даже при наличии пробелов в учебных знаниях характерна способность использовать помощь и высокий уровень обучаемости. Эти дети понимают свои проблемы. Указанные нами особенности овладения детьми учебными знаниями и навыками работы важно учитывать при обследовании детей и выборе стратегии оказания им необходимой помощи. ЛИТЕРАТУРА 1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. КМ. Гуревича, В.И. Лубовского. — М., 1982. 2. Атлас для экспериментального исследования отклонения в психической деятельности человека / Под. ред. А.И. Полищука, А. Е. Видренко. — Киев, 1980. 3. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психическая диагностика интеллекта и личности. — Киев, 1978. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике.— Киев, 1989. 5. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М., 1997. 6. Венгер Л. А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка // Вопросы психологии. № 1, 1974. 7. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. 8. Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. 9. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах. М., 1982. 10. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1989. 11. Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-методико-педагогических комиссий (ПМПК) // Дефектология. № 6, 2001. 12. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1993. 13. Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой 14. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер и В. В. Холмовской. — М., 1978. 15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М., 1981. 16. Забрамная С.Д. Психологическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. 17. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998. 18. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. — М., 1976. 19. Изучение личности аномального ребенка / Под ред. Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовского и др. — М., 1977. 20. Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. — М., 1963. 21. Коробейников И. А. Экспериментально-психологическое исследование детей в период дошкольной диспансеризации. — М., 1978. 22. Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000. 23. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.— М., 1989. 24. Методы исследования детей при отборе во вспомогательные школы / Под. ред. А. Р. Лурия, В. И. Лубовского. — М., 1964. 25. Опыт отбора учащихся во вспомогательные школы / Под ред. Ж. И. Шиф, А.Н. Смирновой. — М., 1964. 26. Отбор детей во вспомогательную школу. / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М., 1983. 27. Отбор детей во вспомогательные школы / Под ред. С. Д. Забрамной. — М., 1971. 28. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: Вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. № 1, 1989. 29. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. — М., 1983. 30. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. — М., 1975. 31. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. — М., 1981. 32. Психолого-педагогич. диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998. 33. Психолого-медико-педагогическая консультация—СПб., 1999. 34. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. — М., 1999. 35. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1970. 36. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности детей к школе // Вопросы психологии. № 4, 1983. 37. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990. 38. Шванцара Й. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
|