Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование школьных знаний и навыков
Объем школьных знаний не является определяющим при решении вопроса о состоянии интеллекта ребенка и подходящем для него типе школы. Однако без выяснения этого вопроса нельзя установить, в какой класс школы должен быть определен ребенок, по какой программе его следует обучать. Важно также выяснить, чем вызваны трудности усвоения учебного материала: состоянием физического развития и здоровья (снижение зрения, слуха, несформированность моторики, слабость нервной системы, истощаемость) или несоответствием школьных требований умственным возможностям ребенка. В ряде случаев неуспеваемость является результатом несформированности произвольной деятельности, навыка самоконтроля, адекватной самооценки. К неуспеваемости приводит и недостаточное усвоение предшествующего материала. Ниже приводится описание таблиц, предназначенных для выявления школьных знаний и навыков по основным учебным предметам (математике, чтению, русскому языку). С помощью предлагаемых в них заданий можно судить, что представляет для ребенка наибольшую сложность, какие операции не сформированы. Так как большую часть направляемых на комиссию детей составляют те, кто безуспешно обучался в массовой школе в течение одного - трех лет (в 1, 2, 3 классах), мы рекомендуем определить соответствие уровня их знаний требованиям программы, применительно к соответствующим классам данной школы. Именно поэтому приводим задания различной сложности, чередуя легкие с трудными. К некоторым заданиям даются аналогичные. В тех случаях, когда ребенок не понимает принцип выполнения задания, оно объясняется. В этом случае можно выявить обучаемость детей. Исследования учебных знаний по математике В таблицах 87—110 представлен материал, помогающий изучить арифметические знания и навыки детей. Очень важным при этом является исследование сформированно-сти у ребенка понятия о числе, овладение им счетными операциями, аналитической деятельностью при решении задач (простых, составных, с косвенным вопросом, с недостающими компонентами). Таблица 87 В таблице даны варианты заданий для исследования уровня овладения прямым и обратным числовым рядом в пределах 20, знание места числа в числовом ряду. Задания выполняют устно (ребенок показывает указкой порядок соединения и называет пропущенные в «домиках» числа) или письменно (ребенок соединяет карандашом числа и вписывает пропущенные числа в «домики»). Таблица 88 В таблице даны разные по характеру задания. С их помощью можно определить понимание инструкции, знание числового ряда; сформированность разрядного строения числа; уровень овладения понятиями «больше», «меньше»; действиями сложения и вычитания в пределах 20. Обследующий читает задания. Ребенок отвечает в устной форме.
|