Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политическая мысль Николаевской России.






В 1936 г. с критикой существующего режима и его идейных основ выступил выдающийся русский мыслитель П.Я. Чаадаев. В своих " Философических письмах" Чаадаев дал резко отрицательную оценку русской действительности, высказал опасения за будущее страны. Чаадаев призывал внимательно изучать опыт Европы, следовать достижениям западной политической мысли. Выступление Чаадаева вызвало негодование Николая I. Император приказал объявить мыслителя сумасшедшим и посадить под домашний арест.

1830-1840 гг. ознаменовались дискуссией между славянофилами и западниками. Славянофилы развивали мысль о самобытности России, непригодности для нее европейского исторического опыта. Они критиковали Петра I за европейские нововведения в культуре, создавшие слой европеизированного дворянства, совершенно оторвавшегося от собственного народа. Славянофилы видели будущее России в развитии начал общинности. По их мнению, русская крестьянская община давала поучительный опыт функционирования справедливого общества - крестьяне находились в равноправном положении; поровну наделялись землей - главным средством к существованию; осуществляли взаимопомощь и взаимоподдержку.

Западники отрицали возможность особого исторического пути России, они считали, что она пройдет путь, аналогичный европейскому. Западники говорили о необходимости привнесения на русскую почву европейских достижений в области общественной жизни. Среди них было немало сторонников развития парламентаризма, демократизации общественной жизни по европейским стандартам.

В правление Николая I возникают и закрытые, тайные организации с участием молодежи и деятелей науки и искусства. Чувствуя невозможность открыто высказывать свои убеждения, они устраивали тайные собрания. В таких кружках шло активное изучение радикальных социалистических идей, зародившихся в Западной Европе и нашедших множество поклонников в России. Несколько кружков было раскрыто полицией, их члены сурово наказаны.

В 1830-е гг. начинается литературная и политическая деятельность выдающегося русского мыслителя и писателя А.И. Герцена. В 1834 г. Герцена арестовали за организацию нелегального кружка, в 1840-е гг. он написал несколько философских и литературных работ, содержащих острую критику крепостнического строя. В конце 1840-х Герцен эмигрировал. Обладая значительными средствами, он основал в Лондоне " Вольную русскую типографию", издававшую ряд газет и журналов, нелегально ввозившихся в Россию. Постепенно Герцен стал склоняться к идее общинного социализма, он полагал возможным построение в России справедливого социалистического общества, низшей ячейкой которого будет русская крестьянская община. Герцен оказал огромное влияние на общественную жизнь России. Его критика крепостничества способствовала росту антикрепостнических настроений


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал