![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образовательные программы
Первые университетские программы образования в сфере паблик рилейшенз появились еще в 1920 г. Одновременно с началом бума в области паблисити, происходившего в эти годы, Джозеф Ф. Райт (Joseph F. Wright) ввел курс паблисити в Иллинойском университете, честно отметив, что этот курс был создан специально для того, чтобы поднять престиж дела, которым он решил заняться. Двумя годами позлее, в 1922 г., Франк Р. Эллиотт (Frank R. Elliott), ввел курс паблисити в университете штата Индиана. Как Райт, так и Эллиотт организовали в своих университетах первые институциональные программы паблисити. Преподавание курсов паблисити на нештатной основе придавало этим специалистам- первопроходцам статус университетского преподавателя, который был так необходим им, чтобы обеспечить себе поддержку среди коллег, которые искоса посматривали на этих " пропагандистов".14 Эдвард Л. Бернейс (Edward L. Bernays), который только что написал свою книгу Crystallizing Public Opinion, в 1923 г. предложил первый учебный курс паблик рилейшенз. В течение двух лет на факультете журналистики Школы коммерции, бухгалтерского учета и финансов при Нью-йоркском университете Бернейс читал курс паблик рилейшенз, рассчитанный на один семестр. К 1946 г. 30 колледжей предлагали 47 учебных курсов.10 В 1956 г. Американское общество паблик рилейшенз (PRSA) выполнило первое углубленное исследование образования в сфере PR и пришло к выводу, что количество колледжей, предлагающих соответствующие учебные курсы, утроилось в течение десяти лет.16 Еще одно исследование, профинансированное PRSA в 1970 г., выявило 303 учебных заведения, в которых читались один или несколько курсов; был зафиксирован также существенный рост научно- исследовательской деятельности в сфере паблик рилейшенз.17 В соответствии с оценкой Комиссии по образованию в сфере паблик рилейшенз (созданной в 1981 г.), курсы PR, организованные примерно в 300 учебных заведениях, посещало около 100 тыс. студентов.18 Аналогичная комиссия, созданная в 1987 г., выявила свыше 160 колледжей и университетов, предлагающих курсы паблик рилейшенз или программы получения ученых степеней, ассоциирующиеся со школами и факультетами журналистики, однако не сделала никаких оценок относительно того, сколько программ предлагается на факультетах коммуникаций и ораторского мастерства. 19 В справочнике PRSA Where to Study Public Relations (Где изучать паблик рилейшенз) за 1991 г. указано 212 колледжей и университетов в Соединенных Штатах, Канаде, Пуэрто- рико и Австралии.2 Кроме того, соответствующие программы имеются в Австрии, Англии и Германии. В каких бы учебных заведениях ни читались курсы PR, образование в сфере паблик рилейшенз всегда привлекало внимание как специалистов, так и большого числа студентов. Одна из последних по времени комиссий рекомендовала, чтобы программы по паблик рилейшенз для студентов- выпускников содержали не более 25% учебного материала в основном курсе, а весь остальной объем приходился на свободные искусства, науки и прочие общеобразовательные дисциплины. Эта комиссия также рекомендовала, чтобы только половина всего учебного материала в основном курсе определялась именно как паблик рилейшенз. Не определяя конкретных учебных курсов, комиссия перечислила следующие пять базовых областей обучения. 1. Принципы, практика и теория паблик рилейшенз. Введение в основные теории, управленческие задачи и этические обязательства. Этот учебный курс посвящен концепциям и принципам, а не конкретным приемам и методам работы. 2. Методы паблик рилейшенз. Написание материалов, распространение сведений и организация медиа- сетей. Основной акцент делается на написание, проектирование, редактирование и распространение письменных материалов, используемых в практике паблик рилейшенз. Включает изготовление печатных материалов, передачу информации в эфир и подготовку аудиовизуальных носителей. 3. PR- исследования для планирования и оценки. Введение в использование исследований для выявления конкретных проблем и общественных групп, для выработки стратегии действий и коммуникаций и для оценки результатов выполнения программ. Включает методы поиска фактов и оценочные исследовательские методы, используемые для принятия решений в сфере паблик рилейшенз. 4. Стратегия и реализация паблик рилейшенз. Чтобы студенты получили основные навыки планирования программ, управленческого анализа и администрирования программ, применяются методы анализа конкретных практических ситуаций (case-method) и планирования кампаний. Для стратегического планирования паблик рилейшенз применяется теория решений и различные теории управления. 5. Приобретение студентами опыта паблик рилейшенз под контролем преподавателей. Прививает основные навыки работы в условиях интернатуры, производственной практики и совместного образования. Обычно принимает форму тщательно структурированной и контролируемой практической деятельности в каком- либо отделе паблик рилейшенз или PR-фирме.21 Комиссия также предложила специализированное продвинутое образование в одной из специализированных областей паблик рилейшенз, таких как организация паблисити и связи со средствами массовой информации, связи с местной общественностью, финансовые связи и связи с инвесторами, связи со служащими или международные связи. Среди рекомендованных дополнительных учебных курсов можно отметить теорию и процесс коммуникации, историю и структуру массовых коммуникаций, и производство коммуникаций: подготовка письменных материалов и редактирование, графика и типографское дело, фотография, электронные СМИ и мастерство публичного выступления. Рекомендуемый учебный план для лиц, окончивших высшие учебные заведения, включает либо выполнение исследовательского проекта, либо экзамены по всему курсу обучения и следующие базовые дисциплины. 1. Теория коммуникации. Рассматриваются важнейшие теории, процессы и модели, включая концепции и системы. 2. Исследования коммуникации. Включает анализ данных и логику, связанные с проектированием и процедурами исследований. 3. Проектирование исследований и критический анализ. Рассматривается современная методология исследований и оригинальные проекты исследований с акцентом на проверке гипотез. 4. Коммуникации в обществе. Рассматривается роль и влияний коммуникаций (особенно средств массовой информации) в обществе, а также исторические, юридические и экономические вопросы. 5. Усложненные примеры из практики паблик рилейшенз. Рассматриваются репрезентативные PR- организации, их проблемы и используемые ими процедуры. 6. Управление паблик рилейшенз. PR анализируются как одна из основных задач менеджмента с акцентом на разрешении конфликтов между частным и общественным секторами общества.22 Первой в Европе ученую степень в области паблик рилейшенз стала присуждать Школа менеджмента при университете Стирлинга (Шотландия, Великобритания). Учрежденная в 1988 г. ученая степень магистра наук в области паблик рилейшенз (Master of Science in Public Relations) предусматривает учебный план, подобный тому, который предлагается в американских университетах, с акцентом на подготовке в области теории и практики, менеджмента, этики, исследований и оценок, а также средств массовой информации.
|