![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восьмидесятые годы: эпоха социальной ответственности корпораций
В 80-х началась новая эра в паблик рилейшенз и социальной ответственности корпораций. Классическим примером нового подхода стали действия компании Johnson & Johnson в условиях отравления тайленолом в 1983 (пример 1.3). В отличие от Metropolitan Edison, компания Johnson & Johnson предоставила прессе всю требуемую информацию и в целом ответственно подошла к удовлетворению общественного интереса. Еще в начале десятилетия бывший председатель компании Dow Chemical сформулировал основные принципы социальной ответственности корпораций. " Усилия бизнеса, направленные на решение социальных проблем, должны быть интегрированы с долгосрочной целью увеличения прибыли. Решение социальных проблем, осуществленное должным образом, эффективно как в коммерческом, так и в общественном плане, поскольку эти цели вполне совместимы." 13 К концу 80-х вся химическая промышленность разделяла философию корпорации Dow; в масштабах всей отрасли была создана программа социальной ответственности. Эта программа под названием " Ответственное отношение" (Responsible Care) стала обязательной для всех членов Ассоциации владельцев предприятий химической промышленности (Chemical Manufacturers Association). Кроме того, в 80-х церкви и университеты начали пересматривать свои инвестиционные портфели и продавать акции тех корпораций, которые в обществе (и избирательных округах) имели репутацию равнодушных к социальным вопросам. Группы активистов требовали, чтобы американские компании свернули деятельность в Южной Африке. Эта годами обсуждаемая проблема регулярно становилась предметом громких скандалов, сопровождаемых разбирательствами на ежегодных заседаниях акционеров и демонстрациями у штаб- квартир корпораций. Не желая оказываться в эпицентре скандалов, компании отказывались от сделок; в результате за 80- е годы из ЮАР оказались изъяты сотни миллионов долларов в виде целых заводов, оборудования и рабочих мест. " Плюсы" и " минусы" этих событий обсуждаются и сегодня. Вопрос сотрудничества с ЮАР приобрел такое значение в США, что в некоторых штатах и по сей день компании, бизнес которых имеет хоть какое-то отношение к ЮАР, не допускаются к участию в государственных контрактах. Несмотря на то что в 80- е годы корпорации демонстрировали еще более сильное стремление к социальной ответственности, результаты опроса общественного мнения, проведенного Центром исследования общественного мнения Чикагского университета, показали, что лишь 25% американцев доверяют ведущим корпорациям, банкам и финансовым учреждениям " в значительной степени".14 Бизнесу и промышленности и дальше пришлось работать в условиях довольно жесткого государственного регулирования, начавшегося десять или около того лет назад и вызванного обеспокоенностью общества и правительства состоянием окружающей среды, качеством товаров, обеспечением равных прав на трудоустройство и мерами производственной безопасности. С точки зрения общественности американским корпорациям нельзя было доверить ведущую роль в решении социальных проблем, поэтому необходимо было усилить (или хотя бы сохранить) меры государственного регулирования деятельности корпораций. Информационные агентства продолжали сообщать о взятках иностранным чиновникам, нарушениях антимонопольного законодательства и норм безопасности товаров, канцерогенных лекарствах и химически агрессивных товарах, случаях выпуска на рынок заведомо некачественных товаров (в частности, автомобилей). Естественно, все это отнюдь не способствовало росту общественного доверия к бизнесу и промышленности. Дерегуляция отдельных отраслей, которую начала проводить администрация Рейгана, стала проверкой готовности авиационных и железнодорожных компаний, банков и ссудо- сберегательных учреждений повысить свой уровень социальной ответственности. Хотя дискуссия о необходимости дерегу- ляции продолжалась, случаи с банками, авиационными компаниями и ссудо- сберегательными учреждениями конца 80-х — начала 90-х показали, что сама по себе либерализация тарифной политики и правил конкуренции не способна привести к повышению социальной ответственности корпораций. С приходом к власти администрации Рейгана экономические условия изменились; наступила эпоха так называемого " нового федерализма". Она характеризовалась, в частности, сокращением государственного финансирования социальных, культурных и образовательных программ, что потребовало от корпораций аналогичного и даже большего участия в этих программах. Это привело к тому, что корпорации стали больше внимания уделять созданию коалиций и лоббированию на местном уровне; одновременно деятельность PR- служб корпораций переориентировалась на работу " на местах", а не в Вашингтоне.15 Лидеры бизнеса и специалисты PR все чаще стали занимать центральное место в общественных движениях. Джордж Буш принял программу поддержки местных инициатив " Тысяча огней". В результате появления новых форм сотрудничества бизнеса с общественными структурами возникли программы, направленные на поддержку школ и строительства и реконструкции дорог. Местные органы, ставшие жертвами сокращения бюджетного финансирования, крайне нуждались в такой поддержке. Инициативы частного сектора показали пример адресной социальной помощи в таких областях, как забота о бездомных, пропаганда правильного питания беременных и новорожденных и обеспечение им соответствующего рациона, а также организация досуга молодежи. Профессиональная этика лидеров бизнеса и PR- специалистов, равно как и социальная ответственность корпораций, стали объектом общественного внимания не только в США. Во всем мире обсуждались такие события, как авария на химическом заводе индийской компании Union Carbide в Бхопале, обнаружение опасных для здоровья химических соединений в питьевой воде Perrier, авария у берегов Аляски нефтеналивного танкера Valdez, принадлежащего компании Exxon, скандал с силиконовыми имплантантами молочной железы Dow Corning, несоблюдение трудового законодательства и зани женные ставки на азиатских заводах компании Nike. Корпорациям не удается скрыть от акционеров и потребителей чрезмерно больших размеров вознаграждений администраторов компаний. Не могут они более игнорировать загрязнение окружающей среды, производимое их производствами и товарами, использование труда малолетних, нарушения прав человека в развивающихся странах, выражающееся в нищенском жалованье за непосильный труд. Сегодня ничего невозможно скрыть от вездесущих информационных агентств. Корпорации - где бы они ни находились - обречены на пристальное внимание критически настроенных масс- медиа.
|