Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интегрированные уроки
Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков. Интегрированный урок – (от лат. «полный», «целостны») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения. Следует отличать интегрированные уроки от уже упоминавшихся выше интегрированных курсов (предметов). Интегрированные учебные курсы — это, напомним, объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Интегрированные курсы постепенно вытесняют отдельные предметы. Так, например, начальный курс математики и русский язык объединены в дисциплину «Грамота», сведения по истории, географии, гражданскому воспитанию — в интегрированные курсы «Родная земля», «Твоя Вселенная»; сведения из физики, астрономии, химии, биологии — в интегрированные курсы «Природа и люди», «Мир вокруг нас» и т.д. В учебные планы отечественных начальных школ в региональный или школьный компоненты уже введены и проходят апробацию очень интересные интегрированные курсы по народоведению, валеологии, развитию творческих способностей, этике, художественной культуре, информационной культуре. Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала — нелегкая задача для учителя. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в 1-м классе дает сочетание предметов:
Обучение грамоте Ознакомление с окружающим Музыка Рисование Ознакомление с окружающим Математика Труд Рисование Физкультура
Во 2-м классе вокруг изучения родного языка может быть интегрировано содержание отдельных уроков чтения, рисования, ознакомления с окружающим, музыки; вокруг математики — ознакомление с окружающим, труд, рисование, физкультура; вокруг музыки — чтение, рисование, ознакомление с окружающим, физкультура и т. д. Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков следующие: — определение системы таких уроков на целый год в каждом классе; — тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей; — моделирование (т. е. анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель; — тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения; — оптимальная нагрузка детей впечатлениями; — привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания. Они помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий, изучаемых в начальной школе. Эти понятия, явления, процессы рассматриваются целостно и в то же время разносторонне. Доля интегрированных уроков должна постепенно возрастать.
|