Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и признаки государства. Типология государств
Государство есть необходимый способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие (публичные) дела, общий интерес и потребности в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Неслучайно у Платона и Аристотеля появились от слова полис (город, государство) однокоренные понятия: политика – общие дела, «искусство жить вместе» (Платон), полиция – управление внутренними делами полиса. Само слово «государство» (англ, state, нем. staat, франц. e'tat) с XVI века употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать: государство – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания. Государство – это не просто организация общества, а высшая форма общности. Поколения людей прошли через несколько этапов развития. Родоплеменная общность постепенно сменилась населением – более высокого уровня общностью этно-географической, территориальной. На протяжении многих столетий население формировалось как народ. Государство – это политическая организация общества. Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок. Государство создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу. Возможности решения общих (публичных) дел определяются наличием государственного аппарата управления, правомочием (иметь право и мочь) государственных органов власти создавать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и интересов. При этом государственные органы власти могут использовать в своей деятельности не только политико-правовые, административно-правовые методы воздействия, но и аппарат принуждения, насилия: вооруженные силы, органы госбезопасности и охраны общественного порядка, надзора и контроля. Можно сказать: государство – это организованная власть и правопорядок. Публичная, государственная власть – преемник всей совокупности первобытных властных начал, она впитала в себя власть семьи, рода, племени, возвысилась над ними, простерлась на всю территорию государства и подчинила себе все без изъятия сферы жизнедеятельности общества. В этом плане можно говорить о том, что государственная власть – едина и верховна. Единая государственная власть выступает как целое, разделенное на подсистемы, противостоящие друг другу и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной власти являются структура и органы трех ветвей власти (представительной, исполнительной и судебной). Таким образом, государство предстает как сложнейшая общественно-политическая система, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления. Обобщая сущностные признаки, можно определить государство как способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права. Существуют и другие определения государства. Государство – универсальная общественно-политическая организация, наделенная публичной властью и специализированным аппаратом управления, осуществляющим управление обществом в пределах территории, на которую распространяются его полномочия. Государство – особая организация общества, объединенного общими социальными и культурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления, безопасности и обладающая внешним и внутренним суверенитетом. Суверенитет (нем. souvera№itat, фр. Souverai№ete – верховная власть, верховные права) – свойство государственной власти, выраженное в верховенстве и независимости данного государства, по отношению к другим властям внутри страны, а также в сфере международных отношений. По мере утверждения демократических форм государственной власти, т.е. перехода от монархических к парламентским, стала преобладать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство – нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной территории или в разных его регионах. Народ как совокупная общность является носителем государственного суверенитета. Наиболее существенные свойства государственного суверенитета: - верховенство государственной власти; - единство государственной власти; - независимость государственной власти. Основными проявлениями государственного суверенитета являются: - наличие государственных границ; - самостоятельность законодательной деятельности; - наличие системы государственного управления; - армия и органы безопасности; - гражданство; - самостоятельная экономическая и социальная политика; - государственная символика. Форма государства – это способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства имеет три выражения: 1. Форма правления. 2. Форма политико-административного устройства. 3. Политический режим. Форма правления – это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании. Среди современных форм правления выделяются монархия и республика. Принципиальное различие – в способах формирования институтов высшей власти. Монархия – власть наследственная, единоличная и бессрочная (пожизненная); республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу. Монархиями являются четвертая часть государств Земли, что свидетельствует о сохранении монархического сознания, уважения к традициям. Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве полностью или частично принадлежит престолонаследному лицу – монарху. Все монархии подразделяются на неограниченные (абсолютные) и ограниченные. В неограниченных монархиях верховная власть безраздельно принадлежит монарху. В современных государствах абсолютная монархия встречается крайне редко. При этом они формально считаются ограниченными, а фактически они относятся к абсолютным (Саудовская Аравия). В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборными органами. Современные ограниченные монархии называются конституционными. В современных конституционных монархиях власть монарха ограничена парламентом, который избирается населением. Конституционные монархии принято подразделять на парламентарные и дуалистические. Большинство современных монархий являются парламентарными. В них монарх полностью ограничен в области исполнительной власти и обладает лишь частичной законодательной властью (Великобритания). В дуалистических монархиях – монарх более сильная фигура, он ограничен только в области законодательной власти, а исполнительная власть полностью сосредоточена в его руках (Марокко). Республика (от лат. Res publika – дело общественное) – форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом). К характерным признакам можно отнести следующее: - широкое участие населения в формировании государственной власти, проведение выборов; - участие граждан в управлении делами государства, проведение референдумов – всенародных опросов, выявляющих мнение народа путем голосования при обсуждении особо важных вопросов государственной жизни; - разделение властей, обязательное наличие парламента, обладающего законодательной, представительной и контрольной функциями; - избрание высших должностных лиц на определенный срок, осуществление ими власти от имени народа; - наличие конституции и законов, утверждающих основы государственного и общественного устройства, взаимные права и обязанности органов власти и граждан. Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: парламентскую, президентскую и смешанную парламентско-президентскую. Вид республики определяется тем, кто реально влияет на исполнительную власть. Правительство в своем составе (кабинет министров, совет министров), структура и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства – президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии. Правительство периодически отчитывается и несет политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед парламентом, либо «двойную ответственность» и может быть отставлено соответствующим институтом. С этих позиций рассмотрим каждый из трех видов республиканской формы правления. Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении. Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента – обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства только перед парламентом. Глава правительства назначается парламентом (как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии). Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций, в результате контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями. Если влиятельных партий немного, то исполнительная власть приобретает высокую степень стабильности и способности к принятию управленческих решений. Многопартийная система может способствовать дестабилизации, частой смене правительства, министерской чехарде. Существует дуализм исполнительной власти: наряду с правительством, постом премьер-министра сохраняется пост главы государства – президента или монарха. Президент в парламентской республике – «слабый» президент, т.е. избирается парламентом, а не всенародно. Можно признать, что он усваивает функции монарха: царствует, но не правит. Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом. Чтобы не допустить сверхконцентрации власти парламента, конституцией предусматривается механизм сдерживания и контроля его со стороны главы государства (президента или монарха), его право на роспуск парламента (или одной из его палат) в целях проведения новых выборов. Политологи насчитывают в числе развитых стран 13 парламентских республик (Австрия, Германия, Италия, Украина и др.). Президентская республика возникла в США и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.). В такой республике президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Президент – «сильный», избран народом и к нему может апеллировать в случае конфликта с парламентом. Президент одновременно является главой государства и главой правительства, значит, отсутствует дуализм исполнительной власти. Президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров. Парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия. Чтобы не допустить сверхконцентрации власти у президента, конституцией предусматривается механизм сдержек и противовесов его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент президента. Политологи насчитывают около 70 президентских государств. Смешанная форма президентского и парламентского способов правления предусматривает ослабление позиции исполнительной власти правительства и сбалансирование властных полномочий президента и парламента. Для нее характерны следующие отличительные признаки. Президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Оба института участвуют и в формировании, и в отстранении правительства. Правительство, таким образом, несет «двойную» ответственность. Парламент может выразить недоверие правительству (его главе, продолжающему исполнять обязанности до решения президента). Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет право вето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией. Исследователи насчитывают не менее 20 государств со смешанной формой правления на территории Восточной Европы и бывшего СССР. Понятие политико-территориального устройства государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределения власти на территории государства между центральными и региональными органами государственной власти. Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из которых свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами. Унитарное государство – единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти. Унитарными являются большинство современных государств – Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др. Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей. Федеративное государство, федерация – одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом. К сущностным признакам федерализма относятся: государ-ствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц – субъектов федераций; конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия. К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование. Признаки федерации. Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т.д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единое целое. Вместе с тем, существует единая система границ и ее охраны. Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации). Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами. Наряду с федеральной конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и системе права. В федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации. Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя – является органом общенародного представительства и избирается всенародно. Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787 г.), затем в Мексике (1824 г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В современном мире из более чем 180 государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными, федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств, охватывающих 50% территории планеты и в которых проживает 1/3 населения. Они сформированы, как правило, на основе территориального или национально-территориального деления. Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет. Основные признаки конфедерации: - отсутствие единой территории; - неограниченное право выхода из союза; - центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства; - финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза; - вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием; - общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах; - юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет государство с более высоким военно-экономическим потенциалом. Конфедерации обычно недолговечны – они либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. Швейцария, например, официально именуется Швейцарской Конфедерацией, хотя фактически превратилась в федерацию. Однако принцип конфедерализма может стать стимулирующим фактором современных интеграционных процессов (в развитии Европейского союза, стран СНГ и т.д.). Политический режим представляет собой форму государствоосуществления; это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества. Можно сказать, что это политический климат в стране, показатель того, как живется гражданину в его государстве. Условно выделяют три типа политических режимов – демократический, авторитарный и тоталитарный. Главный критерий такого деления – наличие в стране выбора (образа жизни, рода занятий, власти, вида собственности, образовательного учреждения, лечебного заведения и т.д.) и плюрализма (множественности): политического – многопартийность, наличие оппозиции; экономического – существование разных форм собственности, конкуренции; идейного – сосуществования различных идеологий, мировоззрений, религий и т.д. Демократический режим проявляется в следующих чертах: - признание и гарантированность на конституционном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков); - широкий перечень конституционных прав и свобод личности; - реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства; - признание и гарантированность на конституционном уровне равенства всех видов собственности, религиозных конфессий, политических идеологий и программ. Авторитарный режим предполагает: - ограничение плюрализма политического. Государственная власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях давления и запретов; - государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использовании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть – общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства; - существуют идеологический контроль и прессинг органов власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и гражданского общества; - конституционно-законодательные нормы утверждают экономический плюрализм, развитие различных форм предпринимательства и собственности; однако принцип равных прав и возможностей не гарантирован в реальной жизни. К авторитарным режимам могут быть отнесены различные гражданские и военные хунты, олигархические и элитарные системы. Тоталитарный режим воспроизводит политический, идейный и экономический монополизм. Его основные черты: - государственная власть концентрируется у незначительной группы лиц и властных структур. Выборы и другие институты демократии, если и существуют, то формально, как декоративное украшение правления; - государственное управление – сверхцентрализовано, государственные должности занимаются не конкурсным отбором, а назначением сверху, народ отстранен от участия в управлении; - полное огосударствление общества – этатизм; - тотальный идеологический контроль; господствует, как правило, одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия; - допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления. Известно несколько разновидностей тоталитаризма: фашизм, социализм периода «культа личности» и др. Впрочем, политические режимы в «чистом виде», т.е. во всей совокупности своих черт, проявляются нечасто. Важно отметить, что политический режим не имеет прямой зависимости от форм правления и государственно-территориального устройства. Монархия, к примеру, не противопоставляет себя демократическому режиму, а республика (Советов, например) допускает тоталитарный режим. Политический режим зависит от реального функционирования властных структур, степени гласности в их работе, процедур отбора правящих групп, фактической политической роли различных социальных групп, состояния законности, особенностей политической и правовой культуры.
|