Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция открытого государства (правительства)
При всем многообразии определений, данных исследователями, почти все они сходятся в том, что современное государственное управление вышло на новый этап своего развития, когда его «классическое» понимание обогатилось новыми элементами, что связано, прежде всего с тем, что перед управлением появились новые задачи – обеспечить оптимальное взаимодействие с обществом, для которого оно, собственного говоря, и создано. И именно необходимость поддержания «обратной связи» с институтами гражданского общества для обеспечения оптимальной организации его жизни, оперативной реакции на запросы общества, осуществления мер по антикоррупционной профилактике и ставит перед обществом и государством вопрос о необходимости совершенствования государственного управления с тем, чтобы сделать его открытым, доступным для общества. Большое значение в этом процессе, безусловно, имеют информационные технологии. Так, А.Д. Трахтенберг отмечает, что деятельность Российской Федерации по внедрению информационных технологий в государственное управление уже показала результат - растет число пользователей Портала государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (в настоящее время оно превысило 4 000 000 человек, что составляет около 3% населения). В рейтинге развития электронного правительства ООН 2012 года Россия поднялась с 59-го места на 27-е. Переход к электронному правительству осуществляется с учетом особенностей отечественных управленческих традиций и представляет собой стихийный процесс, ориентированный на формальные отчетные показатели и отечественный опыт в этом отношении не уникален: сходные процессы происходят во всех странах мира, где в государственное управление внедряются информационные технологии. Этот же автор указывает, что современные взгляды на то, как должно быть организовано открытое государство, во многом сформировались под влиянием популярной в девяностые годы теории «нового государственного управления» («New Public Management»), основанной на критике веберовской иерархической модели государства под лозунгом «process above hierarchy». Именно в рамках NPM сформировалось представление о государственных услугах, которые государство, аналогично частным компаниям, призвано оказывать гражданам, что позволило решить проблему власти. С целью повысить качество этих услуг, а, следовательно, и эффективность управления предлагалось перестроить традиционную бюрократическую систему путем децентрализации и повышения автономии ее отдельных звеньев (вплоть до передачи отдельных государственных функций на ауторсинг частным компаниям), усилив ее ориентацию на гражданина (потребителя). С этой же целью рекомендовалось создавать в государственном управлении конкурентную среду и активнее стимулировать чиновников материально за высокий конечный результат вместо использования системы поощрений, основанной на этике «служения обществу». Иными словами, речь шла о переносе технологий, выработанных в рамках корпоративного управления, на государственные структуры. В целом попытка уподобить правительства крупным компаниям, а граждан – ее клиентам, не помогла повысить эффективность и качество предоставляемых государственных услуг, граждане стали жаловаться на то, что обновленные органы власти работают еще хуже, чем раньше, а система материальных стимулов и создание конкурентной среды, разрушив традиционную этику служения, не принесли взамен ничего более эффективного. В настоящее время специалисты по государственному управлению спорят, завершились ли реформы, проведенные под лозунгом NPM, полным провалом, или все-таки некоторых успехов добиться удалось. В этой связи следует, вероятно, говорить не о культивировании информационных технологий ради них самих, а об их использовании для улучшения качества услуг, оказываемых государственными органами населению, именно тогда мы сможем видеть ту самую «обратную связь» государства с гражданским обществом, необходимую для улучшения качества жизни этого общества. Кроме того, это наиболее простой и эффективный способ повышения эффективности антикоррупционной политики, поскольку информация о коррупционных действиях чиновников может поступить в органы государственной власти максимально коротким и быстрым путем. При этом как ключевое понятие необходимо рассматривать понятие «открытого государственного управления», опирающееся на информационные технологии (электронное правительство, открытый регион, политика одного окна и т.д.). Исходя из данного постулата, обратимся к понятию «открытое государственное управление», которое до сих пор не имеет однозначного определения как в России, так и во всём мире. Изначальное определение «Open Government» можно перевести как «Открытое государство», «Открытое правительство» или «Открытая власть». При этом в России «Правительство» принято рассматривать как высший орган исполнительной власти, а не как совокупность всех органов государственной власти. Кроме того, следует отметить, что и этот термин не является последним, поскольку появилась новая трактовка - электронное правительство получило название «стройное правительство» («lean government»). В отличие от концепции «открытого правительства», понимание «стройного правительства» основано на соблюдении принципа сохранения контроля над инновационными технологиями. Разработчики концепции полагают, что для того чтобы в современных условиях, когда информационные технологии развиваются столь стремительно и при этом вынуждены существовать в условиях мирового финансового кризиса и секвестра государственных бюджетов, достичь цели «do more with less», необходимо постоянное участие в решении социальных проблем бизнес-структур, некоммерческих организаций и граждан. С этой целью органы власти должны создавать базу, которая будет служить основой обсуждения институтов гражданского общества и органов государственного управления актуальных тем, которая позволит вырабатывать предложения, создавать новые инструменты для оказания услуг и т.п. За счет этих добровольных помощников можно будет сократить численность чиновников, упростить структуру органов власти и повысить качество услуг (отсюда и название «стройное правительство»). Этот же механизм можно использовать и для повышения эффективности антикоррупционной политики. Одно из самых первых серьёзных и детально раскрытых определений открытого государства содержится в докладе герцога Ланкастера в п. 1.1 главы 1 доклада «Открытое правительство», в котором он пишет: «Открытое государство - это часть эффективной демократии. Граждане должны иметь адекватный доступ к информации и анализу, на основе которого государство работает. Министры и публичные служащие обязаны разъяснять их законы, решения и действия общественности. Государство, тем не менее, нуждается в том, чтобы хранить некоторые секреты и обязано защищать личную жизнь тех, кем оно управляет». В том же документе раскрывается, что такое открытое государство: «Ключевыми условиями для того, чтобы положения данного документа были установлены, являются: - четкая формулировка принципов, на которых информация может быть доступна; - четкая формулировка условий, на которых информация может быть оправданно сокрыта; - обособленный, авторитетный и независимый контроль». Итак, первый признак открытого государственного управления - открытость – под которой можно понимать, в первую очередь, доступ к информации, пусть и с некоторым оговорками. Еще одно определение, разработанное специалистами Организации экономического сотрудничества и развития (далее по тексту – ОЭСР) трактует открытое государство как то, где бизнес, общественные организации и граждане могут: · «знать» – получать релевантную и понимаемую информацию; · «приобретать» – получать сервисы и взаимодействовать с государством; · «создавать» – принимать участие в процессе принятия решений. При этом принципы хорошего управления – прозрачность и подотчетность; честность и равенство; действенность и результативность; уважение к закону и высокие стандарты этичного поведения – представляют основу того, на чем построено открытое государство. Данное определение включает в себя больше компонентов, чем первое, оно шире и в нем можно увидеть как тех, кто осуществляет управление – субъект – государство; на кого открытое государство ориентировано – бизнес, общественные организации и граждане (то есть иными словами – объект управления); и то, что является его неотъемлемой частью – доступ к информации («знать»), эффективность («приобретать») и вовлечение («создавать»), то есть основные условия создания и эффективного функционирования. Если мы обратимся к отечественным исследованиям в области понимания определения открытого правительства, то, например, Н.Е. Дмитриева и Е.М. Стырин понимают термин «открытое государство» (или «открытое правительство») как систему принципов организации государственной власти, предоставляющую гражданам право на доступ к документам и действиям государства с целью возможности эффективного общественного контроля за государственным регулированием. Таким образом, если зарубежная практика понимания открытого государственного управления рассматривает его как возможность участия в процессе принятия государственных решений, то отечественные специалисты расширяют данное определение, добавляя сюда еще и возможность общественного контроля за органами государственной власти, что уже будет относиться к антикоррупционной составляющей данного механизма. Открытое государственное управление, по мнению данных авторов, основано на признании того, что информационные технологии и новые средства коммуникации в значительной мере усложнили социальные процессы и требуют внедрения современных технологий взаимодействия институтов государства и общества. Интенсивность информационных обменов в обществе требует от системы госуправления значительно большей открытости в целях повышения качества жизни, обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности страны. Если анализировать определение указанных авторов с позиций «классической» школы административного права, то в него можно было бы привнести такие элементы, которые позволят рассматривать открытое государственное управление, как открытую, динамичную систему и тогда это будет не только система принципов, но и классические составляющие: · субъект управления – государство, которое создает на основании рассматриваемых принципах возможность доступа гражданского общества к открытому государственному управлению, контроль за органами государственной власти (в качестве антикоррупционного элемента); · объект управления – гражданское общество, участвующее в государственном управлении, контролирующее органы государственной власти; · информационная система, позволяющая обеспечить доступ гражданам и другим представителям гражданского общества открытый, оперативный доступ к государственному управлению, информации о его осуществлении. При этом необходимо помнить, что если рассматривать государственное управление как целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через созданную систему органов власти и должностных лиц в них) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей, то для перехода к открытому государственному управлению, прежде всего необходимо совершенствовать направления, формы и технологии взаимодействия управляющего субъекта и управляемой системы. То есть, формирование системы открытого государственного управления не означает отказа от дальнейшего развития технологий электронного правительства, открытого региона и прочих технологий, доказавших на практике свою эффективность, но при этом нельзя забывать, что создание таких технологий не самоцель, а средство эффективного открытого управления, средство, позволяющее институтам гражданского общества контролировать деятельность органов государственной власти. Основные принципы открытого государственного управления мы можем найти в международных правовых документах, а именно, сформулировать на основании перечня критериев, по которым определяются страны пригодные для вступления в OpenGovernmentPartnership (Партнерство Открытое Правительство – далее по тексту – OGP). Партнерство Открытое Правительство - это международная инициатива, направленная на то, чтобы сделать систему государственного управления лучше, чтобы правительство было более прозрачным, эффективным и подотчетным, чтобы государственные учреждения вовлекали граждан в свою работу и отвечали их ожиданиям и запросам, что закреплено в Декларации об открытом государстве (Open Government Declaration), принятой в Нью-Йорке, 20 сентября 2011 года. Данные критерии подробно изложены на странице партнерства, и там же приводятся материалы, на основании которых рассчитывалась готовность/пригодность вступления стран в OGP. К основным критериям вступления стран в OGP относятся: · финансовая прозрачность, которая предполагает своевременное опубликование бюджетных документов, формирует основные направления бюджетной подотчетности и открытой бюджетной системы; · доступ к информации, в рамках которого принимается соответствующий закон о доступе к информации, гарантирующий институтам гражданского общества право на доступ к информации и доступ к государственным данным; · раскрытие информации о ключевых выборных и государственных персонах, регламентированное правилами, устанавливающими публичность раскрытия доходов и имущества избранных и ключевых государственных персон, являющихся значимыми для антикоррупционного и открытого подотчетного правительства; · вовлечение граждан в разработку нормативных документов и в управление, включая гарантии гражданских прав и свобод. Следует согласиться с И. Бегтиным в том, что данные критерии будут выступать признаками открытого государства и, следовательно, открытого государственно управления. Так, по критерию «Вовлечение граждан» можно увидеть четкую связь Open Government и того, что называют демократическими ценностями и гражданскими свободами, поскольку он определяется по уровню развития демократии в стране на основе рейтинга Democracy Index 2010 от Economist Business Unit. Следующее определение открытого государства связана с пониманием его как доктрины открытости органов власти, государственной политики, реализация которой обеспечивает свободу доступа информации для граждан, бизнеса и гражданского общества, высокий уровень прозрачности ключевых государственных инициатив, персон и процессов для широкой общественности и участие граждан в принятии ключевых государственных решений. При этом, как отмечаем Е.М. Стырин, основной вектор движения к открытому госуправлению определяется переходом от однонаправленного, «порционного» информирования путем создания эффективных механизмов обратной связи к выстраиванию равноправных, партнерских взаимоотношений органов государственной власти с гражданским обществом. Подобные изменения возможны при системном соблюдении следующих принципов: – принцип открытости и доступности общественно значимой информации; – принцип партнерского (равноправного) участия структур гражданского общества в государственном управлении; – принцип общественного контроля. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти определила принципы открытости власти, достаточно близкие по смыслу вышеназванным принципам открытости государственного управления, а именно: – принцип информационной открытости; – принцип понятности; – принцип вовлеченности гражданского общества; – принцип подотчетности. Большую роль играет также принцип внедрения инновационных технологий, так как информационные технологии и новые средства коммуникации в значительной мере усложнили социальные процессы и требуют внедрения современных технологий взаимодействия институтов государства и общества. Принцип партнерского участия структур гражданского общества в государственном управлении подразумевает вовлечение граждан, экспертов и НКО способных диагностировать появление многообразных социальных и экономических вызовов, возникающих на самых различных уровнях, оперативнее и эффективнее, чем традиционная система госуправления; а также – находить и предлагать принципиально новые, оптимальные решения сложившихся проблем, прогнозировать итоги проведения тех или иных реформ. Государство может использовать эти возможности гражданского общества, расширяя формы участия, привлекая граждан к вопросам управления для обеспечения стабильности, а также повышения качества государственного управления. В их числе, например, антикоррупционная эксперитиза нормативных правовых актов и проектов таких актов, проводимая общественными и, как следствие, независимыми от органов власти специалистами и организациями. Стоит подчеркнуть, что результаты таких экспертиз обязательно должны быть учтены и проанализированы государственными органами, ответственными за принятие нормативных правовых актов или внесение в них изменений. Принцип подотчетности основан на том, что граждане хотят больше понимать, что происходит в правительстве, в управлении муниципалитетом, регионом, страной. Хотят, чтобы издержки на получение информации и услуг были минимальны, а качество их было высоко. Имеют право знать, что все процессы легитимны, осуществляются в установленных законом рамках. Это, в свою очередь, приводит к необходимости обеспечения понятности работы органов власти, прозрачности процедур разработки и принятия решений, открытости бюджетного процесса, доступности услуг. Подотчетность, информационная прозрачность и понятность деятельности органов власти формирует доверие граждан к системе госуправления в целом. Открытое государственное управление в соответствии с положениями, закрепленными Методическими рекомендациями по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти - это деятельность (как совокупность форм и методов) органов государственной власти, основанная на принципах вовлечения граждан в разработку и контроль решений управленческих вопросов, направленная на оперативное получение гражданами и другими субъектами гражданского общества государственных услуг, а также на оптимизацию взаимодействия указанных субъектов с государственными институтами, на достижение прозрачности и понятности работы государственных органов власти. 7.2. Создание в Российской Федерации системы «Открытое правительство» 8 февраля 2012 г. по Указу Президента была создана рабочая группа по формированию в России системы «Открытое правительство». В составе группы образовались 10 подгрупп по ключевым направлениям социально-экономического развития страны. В течение 3 месяцев было проведено более 200 заседаний тематических подгрупп, в которых принимали участие свыше 400экспертов. 15 апреля 2012 г. все предложения были объединены и представлены в виде доклада Президенту. 21 мая 2012 Президент Владимир Путин утвердил состав нового кабинета министров. Михаил Абызов был назначен Министром Российской Федерации по вопросам Открытого правительства. Постановлением Правительства России от 26 сентября 2012 г. была создана Правительственная комиссия и Экспертный совет при Правительстве по вопросам Открытого правительства. Система «Открытое правительство» в России – это современная и постоянно развивающаяся система управления государством со следующими целями: · обеспечить высокий уровень прозрачности исполнительной и других ветвей государственной власти и свободный обмен информацией между государством и обществом; · обеспечить активное участие общества в подготовке и реализации решений органов власти; · повысить качество и доступность государственных услуг для удовлетворения потребностей населения; · развить гражданский контроль над органами власти. Чтобы власть стала по-настоящему «открытой», а система «Открытое правительство» эффективно способствовала достижению этой цели, необходимо соблюдать основополагающие принципы системы: 1) Открытость и прозрачность информации: · доступ к информации, предоставляемой государственной властью, должен быть равным и свободным для всех представителей общества; · формат предоставляемой информации должен позволять свободно анализировать данные, сама она должна быть четкой и ясной, с необходимыми пояснениями и толкованиями; · работа системы «Открытое правительство» и ее элементов и институтов должна быть максимально публичной, открытой и прозрачной. 2) Диалог и вовлеченность субъектов системы «Открытое правительство»: · постоянное взаимодействие государственной власти с обществом для улучшения качества государственного управления и государственных услуг; · активное и регулярное участие представителей государственной власти в обсуждении с обществом вопросов, поднимаемых в рамках системы «Открытое правительство». 3) Взаимная ответственность власти и общества: · Со стороны власти: – обязательность реакции на запросы общества; – обязательность использования системы «Открытое правительство» для поиска оптимальных решений; – публичное обсуждение предложений общества. · Со стороны общества: – формулирование предложений или проведение экспертизы по запросу исполнительной власти. 4) Непрерывное совершенствование системы: · постоянное совершенствование системы «Открытое правительство» для учета меняющихся потребностей общества и власти; · постоянный поиск все более эффективных механизмов работы системы «Открытое правительство», в том числе за счет использования международной практики и предложений общества. Миссия системы «Открытое правительство» – значительно повысить качество государственного управления за счет улучшения взаимодействия между органами власти и обществом. Перед системой «Открытое правительство» стоят несколько целей. С одной стороны, необходимо обеспечить высокий уровень прозрачности органов власти и свободный обмен информацией между государством и обществом, в том числе за счет открытого обсуждения законопроектов и нормативных актов Правительства, этических вопросов. С другой стороны, необходимо обеспечить активное участие общества в развитии системы государственной власти и повышении эффективности работы органов государственной власти, в том числе посредством целеполагания, участия в формировании кадровой политики. Кроме того, нужно обеспечить доступность предоставляемых государством услуг, а также ориентацию органов власти на постоянный поиск и внедрение новых (инновационных) решений. Наконец, необходимо создать возможность обществу контролировать органы власти, в том числе посредством мониторинга хода исполнения и оценки качества исполнения инициатив. В рамках достижения каждой из четырех вышеперечисленных целей системе «Открытое правительство» необходимо решить ряд задач. · Для достижения высокого уровня прозрачности органов власти и свободного обмена информацией между государством и обществом необходимо обеспечить: – своевременное предоставление актуальной информации государственными органами и организациями, обслуживающими население; – свободный и равноправный доступ общества к информации и ресурсам государственных органов; – возможность наблюдения за открытыми встречами и совещаниями госорганов. · Для активного участия общества в развитии и повышении эффективности государственной власти необходимо обеспечить: – возможность свободного внесения и обсуждения жалоб и предложений по улучшению работы государственных органов и организаций, обслуживающих население; – возможность рассмотрения этих жалоб в формате активного диалога между государственными органами и обществом. · Чтобы обеспечить доступность предоставляемых государством услуг и ориентацию органов власти на постоянный поиск и внедрение новых (инновационных) решений, следует: – информировать граждан о предоставлении доступа к госуслугам; – искать и внедрять новые (инновационные) решения для удовлетворения потребностей населения. · Чтобы контролировать органы власти со стороны общества, нужно: – публиковать информацию об использовании бюджетных средств органами государственной власти; – предоставлять отчеты о внедрении решений, сформулированных на основе жалоб и предложений представителей общества, а также об исполнении приказов и распоряжений Президента РФ и органов государственной власти. К основным субъектам системы «Открытое правительство» относятся: · органы власти и организации, предоставляющие услуги населению; · медиа (СМИ), организации и институты, осуществляющие общественный контроль; · гражданское общество. К первой группе субъектов относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях, а также государственные организации, предоставляющие услуги населению, на всех уровнях (например, медицинские учреждения, службы ЖКХ и т.д.). Госорганы и организации, обслуживающие население, решают задачи: · Обеспечить работу платформы системы «Открытое правительство»: – предоставление полной и актуальной информации, равного и свободного доступа к ней для всех представителей общества. · Активно привлекать общество к участию в системе «Открытое правительство»: – проведение опросов общественного мнения; – наглядная демонстрация фактов влияния общественного мнения на принимаемые решения и законопроекты. · Совершенствовать систему «Открытое правительство»: – сбор обратной связи о работе системы, контроль государственных организаций по КПЭ. · Осуществлять взаимодействие между органами государственной власти с целью обмена опытом и выработки лучшей практики. Ко второй группе субъектов относятся медиа (СМИ) и организации, контролирующие деятельность госорганов и организаций, обслуживающих население. Это общественные организации, институты и движения, политические партии. Данная группа субъектов – катализатор развития и совершенствования системы «Открытое правительство», призванный выполнять следующие задачи: · популяризировать систему «Открытое правительство», повышать информированность общества о системе с использованием каналов СМИ; · предлагать идеи по совершенствованию системы; · осуществлять контроль над выполнением обязательств государства в рамках системы «Открытое правительство». В настоящее время СМИ сталкиваются с такими проблемами, как недостаточная квалификация журналистов и их нацеленность на конфликт, тенденция к демонизации власти. Для преодоления этих проблем необходимо обеспечить независимость СМИ от различных групп влияния (власть, бизнес), сделать акцент на профильных (профессиональных) СМИ и сетевых ресурсах, поддерживать объективные и профессиональные журналистские расследования и СМИ, проводящие сбалансированную политику, а также включить ведущих журналистов и руководителей СМИ в ключевые структуры системы «Открытое правительство». В третью группу входят граждане РФ, экспертное и профессиональное сообщество, бизнес-сообщество, общественные организации, не занимающиеся контролем деятельности госорганов и организаций, обслуживающих население (например, спортивные организации, клубы автолюбителей). Они решают следующие задачи: · осуществлять активный вклад в работу государства: – комментировать предложения по инициативам и законопроектам, вносить собственные инициативы на общее рассмотрение; – предоставлять жалобы о ненадлежащей работе госорганов и государственных организаций, оказывающих услуги населению; – вести блоги, микроблоги и участвовать в опросах; · предоставлять обратную связь по работе системы «Открытое правительство»: через он-лайн платформу или в местах предоставления услуг государственными организациями. Существует ряд сложностей, связанных с функционированием гражданского общества в рамках системы «Открытое правительство». С одной стороны, профессиональные и экспертные сообщества находятся только в стадии формирования, испытывают недостаток устойчивого финансирования, привязаны к «главным заказчикам». Наблюдается слабая включенность в международное экспертное сообщество и слабое взаимодействие (почти нет экспертных ассоциаций). С другой стороны, ассоциации предпринимателей неадекватно представляют региональный и отраслевой уровень интересов, решают проблемы непублично. Происходит распыление ресурсов между множеством ассоциаций. Механизмы «Открытого правительства» можно разделить на три группы: · Институциональные механизмы: – Экспертный совет при Председателе Правительства РФ (ЭСПП); – Комиссия по развитию системы «Открытое правительство»; – система общественных советов при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровне в новом формате, включая Общественные советы со специальными полномочиями; – экспертные советы и группы; – СРО и другие профессиональные ассоциации (бизнес-ассоциации, экспертные сообщества и т.д.); – стандарт информационно-публичной деятельности органов власти и их руководителей; – «контракт эффективности» (Performance Contract) министерств и ведомств; – Фонд поддержки гражданских инициатив; – оценка регулирующего воздействия; – антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов; – конкурсные комиссии по назначениям государственных служащих; – механизмы для определения целевых показателей эффективности и их значений; – национальный доклад системы «Открытое правительство». · Механизмы широкого вовлечения: – институт жалоб, петиции; – голосования, референдумы, опросы; – конкурсы идей; – повышение роли и участия СМИ, включая поддержку журналистских расследований, обязательную реакцию на публикуемую информацию о «Топ 1000» публичных персон, контроль за реакцией ведомств на резонансные публикации СМИ, личное участие представителей СМИ в механизмах системы «Открытое правительство» (в т.ч. общественные советы); – повышение общественного контроля за деятельностью «закрытых» учреждений. · Информационно-технологические механизмы: – электронное правительство; – электронный бюджет; – электронная обработка писем, жалоб и запросов; – ежегодные доклады различных механизмов «Открытого правительства» и уполномоченного по правам человека; – порталы органов исполнительной власти; – сайты по общественно значимым темам (например, «РосПил», «Россия без дураков», «РосЯма», «Гулагу.нет»); – видеонаблюдение для обеспечения безопасности, прав и свобод граждан, а также противодействия коррупции (в органах государственной власти и учреждениях социального характера); – система электронной идентификации граждан; – электронные государственные услуги. В рамках Открытого правительства в настоящее время реализуется ряд основных проектов: - открытое министерство; - открытый регион/муниципалитет; - открытые данные; - открытые госзакупки; - бюджет для граждан; - открытые госкомпании.
|