Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электрошлаковая сварка, сущность и схема процесса. Характеристика, области применения. Сварочные материалы.
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОШЛАКОВАЯ СВАРКА Автоматическая электрошлаковая сварка является бездуговым способом сварки плавлением, выполняемым с принудительным формированием шва. Расплавление металла осуществляется теплом нагреваемого до высокой температуры электрическим током слоя жидкого шлака (см. гл. 2 и 3). Именно в этом заключается принципиальное отличие электрошлаковой сварки от близкой к ней по схеме процесса дуговой автоматической сварки с принудительным формированием шва. В качестве электрода при электрошлаковой сварке может использоваться проволока сплошного сечения или пластина, при этом количество электродов, как правило, с общим подводом сварочного тока может быть различным: от одного до трех-четырех — для пластин, до нескольких десятков — для проволок. Наиболее часто применяют проволоки диаметром 3 мм, пластины толщиной 8—12 мм и шириной на 15—20 мм меньше толщины свариваемого металла. Сварка проволочным электродом может производиться с колебаниями и без колебаний электрода. Автоматическая электрошлаковая сварка имеет следующие особенности и преимущества: с ее помощью можно сваривать за один проход металл очень большой толщины — до 2, 5—3 м, т.е. толщина свариваемого металла практически не ограничена; образующийся в процессе сварки слой расплавленного шлака (шлаковая ванна) обеспечивает надежную защиту сварочной ванны от воздуха, а также ее активную металлургическую обработку, что способствует получению плотного металла шва с улучшенным химическим составом и низким количеством неметаллических включений; сварка обладает высокой производительностью, особенно при соединении металла большой толщины. Применительно к толстолистовому металлу, используемому в строительных конструкциях (40—60 мм), производитель-' ность автоматической электрошлаковой сварки в 2—5 раз превышает производительность ручной дуговой сварки. К недостаткам электрошлаковой сварки можно отнести: значительный перегрев металла в зоне термического влияния, что приводит к снижению пластических свойств, поэтому в большинстве случаев требуется последующая высокотемпературная термическая обработка для получения необходимых механических свойств сварных соединений (перегрев металла в основном обусловлен тем обстоятельством, что электрошлаковый процесс, являющийся источником тепловой энергии при сварке, характеризуется большой площадью нагрева и малой сосредоточенностью энергии в зоне нагрева); отсутствие возможности сварки с остановками. Шов следует от начала до конца выполнять без остановок, так как при вынужденных перерывах процесса сварки в шве возникают неисправимые или трудноисправимые дефекты. Автоматическая электрошлаковая сварка находит широкое применение в промышленности, особенно в тяжелом и энергетическом машиностроении при изготовлении крупногабаритных конструкций из металла большой толщины. В строительстве этот способ сварки получил распространение при сооружении кожухов доменных печей. Сварка производится в вертикальном и полувертикальном пространственных положениях с отклонением шЬа от вертикали до 45°. Материалы. При электрошлаковой сварке применяют два основных сварочных материала: флюс и электродный металл. В качестве последнего используют проволоки, пластины, плавящиеся мундштуки. Применяемый при сварке флюс должен отвечать целому ряду специфических требований. Прежде всего он должен при плавлении образовывать электропроводный расплав, обеспечивающий быстрое и легкое установление устойчивого электрошлакового процесса. Флюс должен обладать определенной вязкостью и температурой плавления, должен способствовать — во взаимодействии с электродным металлом — получению бездефектного шва с необходимым химическим составом, структурой и механическими свойствами. Электрошлаковую сварку строительных конструкций из углеродистых и низколегированных сталей чаще всего ведут с использованием плавленых флюсов АН-8 и АН-8М. В качестве электродного металла применяют проволоки: Св-08Г2 и Св - 10Г2 — для сварки углеродистых сталей, Св-10Г2 — для сварки низколегированны) сталей, Св-10НМА — для сварки высокопрочных низколегированных сталей. Технология. Автоматической электрошлаковой сваркой можно выполнять стыковые, тавровые и угловые соединения большой толщины. Считается, что применение данного способа сварки экономически обоснованно при толщине свариваемого металла более 35—40 мм. Соединение металла меньшей толщины целесообразно производить дуговой сваркой с принудительным формированием шва. В монтажном производстве распространение получила схема процесса сварки электродной проволокой с двусторонним формированием шва медными ползунами (подобно схеме процесса по рис. 11.18, а).
|