![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Холодные трещины в сварных соединениях. Механизм образования трещин в ЗТВ
Холодные трещины образуются по окончании сварки или после наложения отдельных слоев (валиков) шва, когда температура в зоне сварного соединения оказывается ниже 150~250°С. Трещины возникают преимущественно в зоне термического влияния и реже — в металле шва сталей, имеющих после сварки закалочные структуры. При этом трещины могут появляться по истечении некоторого времени после остывания сварного соединения и затем медленно, на протяжении нескольких часов и даже суток, распространяться в металле. По своему расположению трещины могут быть продольными и поперечными, не всегда выходить на поверхность, закрытыми и небольшой протяженности. Холодные трещины отличаются от горячих, прежде всего тем, что они неокисленные, менее разветвленные и менее раскрытые. Механизм образования холодных трещин можно описать следующим образом. В процессе охлаждения металла после сварки в зоне термического влияния закаливающихся сталей образуются в заметном количестве структуры мартенсита и бейнита[1], а также сложное напряженное состояние, обусловленное суммированием сварочных и структурных напряжений. Такие закалочные структуры, особенно на участке перегрева, отличаются хрупкостью и, как следствие, низкой сопротивляемостью раскрытию и распространению трещин. Известно, что критическое напряжение, требуемое для развития и вывода из «зародышевого» состояния трещины, у хрупких и малопластичных металлов в несколько раз меньше, чем у материалов, способных к пластической деформации. Таким образом, структура сварного соединения, содержащая в зоне термического влияния хрупкую фазу, готова к восприятию и развитию трещин в случае их зарождения и образования в местах залегания фазы. Одновременно с формированием закалочных структур и растягивающих напряжений в процессе сварки происходит насыщение расплавленного металла водородом, являющимся продуктом разложения попадающей в зону сварки влаги. В зависимости от типа и марки применяемых электродов и условий сварки концентрация диффузионного водорода в металле шва составляет от 1 до 40 мл/100 г (в основном металле диффузионной водород практически отсутствует). В результате перемещения диффузионного водорода из металла шва в основной металл его содержание в зоне термического влияния вблизи линии сплавления оказывается повышенным. Здесь диффузионный водород, попадая в микропустоты, которыми могут быть дислокационные узлы и другие несовершенства кристаллического строения металла, поверхности частиц твердых включений и второй фазы (карбидов, нитридов, сульфидов и пр.), выделяется из раствора и превращается из атомарного в молекулярный. Вследствие постоянного дальнейшего притока диффундирующего водорода в пустоты образуется водородный «пузырь», давление в котором с течением времени повышается и может достигать столь больших величин, при которых «пузырь» надрывается и дает начало локальной трещине (давление молекулярного водорода в «пузыре» при нормальной температуре может достигать нескольких тысяч мегапас- калей). Зарожденная водородным «пузырем» трещина в случае ее образования в хрупких напряженных закалочных структурах получает свое развитие в благоприятных для этого условиях и может распространяться в холодном металле вплоть до выхода на поверхность. Из изложенного становится очевидным, что для образования холодных трещин в сварном соединении должны существовать следующие условия: - в зоне термического влияния (или металле шва) при охлаждении должны образовываться хрупкие закалочные структуры (мартенсит, бейнит), чувствительные к водороду; - в зоне сварного соединения должен быть определенный минимум диффузионного водорода, источником которого является главным образом металл шва; - на участке сварного соединения должны действовать растягивающие остаточные напряжения.
|