Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение напряжений и деформаций при сварке
Высокотемпературный нагрев соединяемых элементов при сварке вызывает появление в них напряжений и деформаций, существенно затрудняющих производство сварных конструкций и ухудшающих их качество. С целью снижения сварочных напряжений и деформаций принимают соответствующие решения, которые находят свое отражение в проектной и проектно-техно- логической документации и реализуются при изготовлении сварных конструкций. Для понимания процесса образования напряжений и деформации при сварке плавлением целесообразно рассмотреть нагрев металлического стержня в свободном состоянии и при нахождении его в жестком несгибаемом металлическом каркасе (рис. 73). Если стержень в свободном состоянии (рис. 73, а) нагреть до некоторой высокой температуры, то он достаточно заметно удлинится на величину в соответствии с формулой где — коэффициент линейного расширения; l — начальная длина стержня; T — разность между начальной и конечной температурами стержня. После охлаждения стержень восстанавливает свою первоначальную длину l. При нагреве до температуры Т того же стержня, но помещенного в каркас (рис. 73, б), не позволяющий ему в результате термического расширения изменяться на величину , происходит необратимая пластическая деформация сжатия стрежня, в результате чего при охлаждении он становится короче на величину Естественно, что пластические деформации начинают происходить, когда напряжения сжатия, развивающиеся в стержне при его нагреве, достигают предела текучести металла. Если теперь стержень жестко связать с каркасом и лишить его возможности укорачиваться при охлаждении с температуры Т на величину то в стержне будут развиваться растягивающие напряжения (рис. 73у в). Одновременно в вертикальных элементах каркаса, непосредственно препятствующих укорачиванию стержня, под действием развивающейся в нем усадочной силы возникают напряжения сжатия. Легко заметить, что подобные явления наблюдаются в пластине со сварным стыковом швом (рис, 74). Заштрихованная часть пластины ведет себя аналогично нагретому до высокой температуры закрепленному в жестком каркасе стержню. В ней в результате пластической деформации укорочения после охлаждения шва появляются растягивающие напряжения. Две другие незашт- рихованные части пластины аналогичны двум вертикальным элементам каркаса. Таким образом, неравномерный сварочный нагрев с последующим охлаждением вызывает в окрестностях стыкового шва остаточное напряженное состояние. В целом пластина под действием усадочной силы претерпевает общую продольную деформацию укорочения . Остаточные напряжения и деформации разной степени возникают также при структурных превращениях металла в зоне термического влияния сварного соединения. Возникновение такого состояния обусловлено тем, что в металле появляются участки с ярко выраженными измененными объемами, например, мартен- ситное превращение сопровождается значительным его увеличением. Такое местное изменение объема металла при сохранении размеров рядом расположенных участков и приводит к возникновению внутренних структурных напряжений. Значение и распределение напряжений и деформаций зависят от многих факторов, в том числе от жесткости свариваемой конструкции и толщины металла. При сварке тонкого листа (до 5-6 мм) проявляются преимущественно большие деформации, а напряжения малы. Сварка металла средней толщины (до 16-20 мм) сопровождается также существенными деформациями, при этом с увеличением толщины в большей степени начинают проявляться сварочные напряжения. При сварке толстого металла (более 16-20 мм) основным фактором является возникновение значительных напряжений, деформации при этом невелики.
|