![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ламелярные трещины в свар. соед. Меры, направленные на снижение скллонности свар. соед к ламелярному растрескиванию
Ламелярные трещины могут возникать в зоне соединения, когда металл подвергается нагружению в направлении, перпендикулярном к плоскости проката. Такие трещины появляются, преимущественно, на границе зоны термического влияния или в основном металле при сварке тавровых и угловых соединений из листового проката повышенной толщины (рис. 68). Рис. 68. Места появления ламелярных трещины Трещины имеют ступенчатую (каскадную) форму и в большинстве случаев располагаются параллельно поверхности листа. Образованию ламелярных трещин способствуют малая пластичность металла в направлении толщины листа (по оси Z) и действие в этом направлении значительных растягивающих напряжений, вызываемых конструктивной жестокостью сварного узла и возникающей при сварке усадочной силы. Наибольшей чувствительностью к ламелярному растрескиванию обладают стали, характеризующиеся наименьшим относительным сужением при растяжении в направлении толщины. Дополнительным признаком большей склонности стали к образованию ламелярных трещин является высокое содержание серы, а также химическая неоднородность металла по толщине проката. Очевидно, что использование сталей с высокой склонностью к ламелярному разрушению возможно лишь в случае практического отсутствия сварочных напряжений, действующих в направлении толщины листа, например при сварке стыковых соединений малой толщины. При проектировании и изготовлении конструкций из сталей повышенной и высокой прочности с тавровыми и угловыми сварными соединениями следует применять; металл с возможно низкой склонностью к образованию ламелярных трещин, при этом необходимо предусматривать конструктивные и технологические меры по снижению напряжений и деформаций, развивающихся при сварке в направлениях толщины листа. Вероятность образования ламелярных трещин может быть снижена, например, путем уменьшения объема расплавленного металла (сечения шва) за счет уменьшения угла разделки кромок и катета шва, а также путем применения рациональных типов и форм сварных соединений (рис. 69). Возможно введение вставок в конструкцию сварного узла из проката с большей устойчивостью против ламелярного растрескивания или использование различного вида накладок, воспринимающих растягивающие усилия. Из технологических мероприятий, направленных на повышение стойкости сварных соединений к ламелярному разрушению, можно отметить следующие: предварительный нагрев металла в зоне сварки (температуру (рис. 70) устанавливают с учетом содержания серы в стали); высокотемпературная прокалка электродов с основным покрытием; применение электродов, обеспечивающих получение металла шва с максимально высокими пластическими характеристиками; предварительная наплавка на поверхность проката в месте сварки промежуточного слоя металла толщиной 5-8 мм, имеющим более высокую пластичность и низкий предел текучести по сравнению с этими показателями основного металла (рис. 71, а); рациональная очередность наложения валиков и слоев сварного шва, позволяющая сформировать буферный слой (рис. 71, б). Риск образования ламелярных трещин при изготовлении, монтаже и ремонте сварных конструкций, когда имеются тавровые и угловые соединения, существует всегда. Он возрастает при сварке сталей повышенной и высокой прочности толщиной более 20-25 мм, особенно сталей, отличающихся химической и структурной неоднородностью. Появление ламелярных трещин тем более опасно в конструкциях, работающих в условиях динамических нагрузок или низких температур
Рис. 69.
|