Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Столица РФ
Столицей РФ является г. Москва. Столица РФ – место нахождения федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических представительств иностранных государств. Полномочия органов государственной власти Москвы: · Представляют представительствам земельные участки, здания, строения и иные услуги; · Обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; · Участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития г. Москвы; · Участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории Москвы; · Согласовывают проект генерального плана развития Москвы с федеральными органами государственной власти Устав города Москвы принимается Советом народных депутатов города Москвы. Проект устава в части осуществления городом Москвой функций столицы РФ согласовывается с Верховным Советом РФ и Президентом РФ. Порядок этого согласования устанавливается Верховным Советом РФ. В том же порядке в Устав вносятся изменения и дополнения. Установление и изменение структуры администрации города Москвы и компетенции ее структурных подразделений производятся Советом народных депутатов города Москвы по представлению администрации города Москвы. Территория города Москвы может включать в себя территории районов в городе (муниципальных районов), других административно-территориальных единиц, а также внутригородские территории административного управления. Правовое положение указанных административно-территориальных единиц и территорий регулируется Уставом города Москвы.
· Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ По видовой принадлежности существуют 6 видов субъектов: · Республика; · Край; · Область; · Город федерального значения; · Автономный округ; · Автономная область. По родовой принадлежности можно назвать их субъектами-государствами, а также образованными по территориальному и национально-территориальному принципам. Общее: · Субъекты РФ равны между собой – здесь важно понимать, что равный именно юридический статус, а не экономический или какой-либо другой; · Статус субъекта определяется совместно субъектом федерации и федерацией, то есть ни федерация, ни субъект не имеют права изменять основы федерации в одностороннем порядке; · Каждый субъект имеет право на создание своего собственного основного акта и своего собственного законодательства, важной гарантией является также то, что по вопросам исключительного ведения субъекта федерации не может быть принят никакой перекрывающий его ФЗ; · Обладает собственной территорией и территориальным верховенством, то есть территория субъекта не может быть изменена без его согласия; · Обладает собственной системой органов государственной власти; · Определенные полномочия в федеральном отношении, например, представительство в органах федеральной власти, разделение вопросов ведения между федерацией и субъектами и пр.; · Возможность сотрудничества между собой; · Ограниченная международная правосубъектность – могут осуществлять международную деятельность, но только в пределах, установленных Конституцией, ФЗ, договорами; · Не обладают правом сецессии; · Наличие символики. Особенности: · Республика: · В списке субъектов федерации в Конституции РФ расположены на 1 месте; · Основной закон республики – конституция, а не устав; · Конституция может приниматься на референдуме, а не только законодательным органом; · Право на установление государственного языка; · Края, области: · Созданы и входят в состав федерации по территориальному признаку; · Город федерального значения: · Москва – является одновременно субъектом федерации и ее столицей; · Санкт-Петербург – является одновременно субъектом федерации и административным центром Ленинградской области; · Своеобразное административно-территориальное устройство; · Автономная область (представлена одной Еврейской): · Согласно ст.66 ч.3 может быть принят ФЗ Об автономной области; · Автономный округ: · Согласно ст.66 ч.3 может быть принят ФЗ Об автономном округе; · Очень часто входит территориально в другой субъект федерации · Особенности статуса автономных округов и автономной области в РФ Автономия в РФ – это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы. Автономия в РФ построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии – автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой. Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области – Еврейская автономная область. В РСФСР было 5 автономных областей, но Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская, Хакасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ. Еще один вид субъектов РФ – автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера. Автономные округа РФ имеют двойственный статус: · Самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации) · Одновременно входят в состав других субъектов РФ – краев и областей, за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области. Всего автономных округов 4, их перечень указан в Конституции РФ. Три автономных округа входят в состав РФ не непосредственно, а через территории края или области. Правовыми последствиями такого вхождения являются: · Включение территории автономного округа в состав территории края или области · Включение населения автономного округа в состав населения края или области. Статус может быть регламентирован специальным ФЗ, который может быть принять по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов ч.3 ст.66 Конституции. · Избирательное право России: понятие, предмет, источники Под избирательным правом понимается: · В объективном смысле - подотрасль Конституционного права, нормами которой регулируется избирательная система РФ, порядок выборов депутатов, должностных лиц государства и местного самоуправления; · В субъективном смысле – индивидуальные права гражданина по возможности участия во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, возможности избирать и быть избранным. Предметом избирательного права являются общественные отношения по поводу выборов (после урегулирования нормами избирательного права они становятся избирательными правоотношениями). Конституция РФ не содержит отдельной главы, посвященной избирательному праву, правда, в ней содержатся несколько статей, содержащих нормы данной отрасли права. Вопрос о создании нормативных актов, регулирующих избирательную систему, встал сразу после принятия Конституции. Источники избирательного права: · Федеральные избирательные законы, которые также делятся на 2 вида: · Общего характера: · ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - является основным актом избирательной системы, в ст.1 закона сказано, что другие федеральные законы могут только дополнять положения данного акта и не могут им противоречить; · Специального характера: · ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» · ФЗ «О выборах президента РФ»; · Избирательные законы субъектов – в ряде субъектов это избирательные кодексы, а глава исполнительной власти теперь назначается, потому данное отношение не регулируется нормами Избирательного права. · Постановления Конституционного суда РФ; · Нормативные акты ЦИК и избирательных комиссий субъектов – регулируют как правило текущие процессуальные вопросы, а в последствии входят в состав законов.
· Принципы избирательного права в РФ, их гарантии В РФ избирательное право организуется на основе следующих принципов: · Принцип всеобщего избирательного права Исходный принцип российского избирательного права, который обозначает, что каждый гражданин РФ, достигший определенного возраста, обладает правом избираться и быть избранным. Кроме того, он означает право участия во всех избирательных мероприятиях, действиях и процедурах. В РФ избирательное право не ограничивается по имущественному, социальному цензам, цензу грамотности, политической лояльности или пола, правда, тем ни менее, установлены определенные цензы: · Гражданство - только граждане РФ могут избирать и быть избранными. Не имеют право быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства или вид на жительство в другом государстве. 4 декабря 2004 года Конституционный Суд РФ вынес постановление, в котором указал на то, что данное законоположение не содержит неопределенности. Для гражданина РФ, имеющего гражданство другого государства, значение гражданства РФ объективно снижается, а его деятельность на посту депутата обуславливается не только требованиями народа России, но и требованиями других государств, что недопустимо. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июля 2004 года N14-Б говорит о том, что наличие вида на жительство не может ограничивать право гражданина России на членство в избирательной комиссии. · Возраст - для активного избирательного права – 18 лет, причем этот срок не может быть снижен не под каким предлогом. Для пассивного избирательного права – варьируется в зависимости от должности, на которую претендует гражданин. · Вменяемость - не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. · Оседлость – установление необходимого срока проживания на определенной территории. Такой ценз может устанавливаться только Конституцией РФ. · Военная служба - речь идет о военнослужащих проходящих военную службу по призыву. Военнослужащие, проживающие в военной части, не обладают избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления. · Моральный ценз - не имеют право избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Что касается пассивного избирательного права – не имеют права быть избранными граждане, осужденные к лишению свободы, за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость. Не предоставляется пассивное избирательное право лицам, осужденным за совершение преступлений экстремистской направленности, а также лица, подверженные административным наказаниям за совершение преступлений экстремистской направленности. Ст. 56 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» · Неизбираемость – ситуация, когда гражданин не может быть избран куда-либо, например, в случае, если он уже занимал данную должность. Это ограничение может быть установлено как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта и даже на уровне муниципального образования. Это условие, которое касается совершенно конкретного человека. Или, например, участие гражданина в качестве кандидата на досрочных выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением его полномочий. Гражданин РФ, занимавший должность главы муниципального образования, сложивший полномочий по собственному желанию или в связи с другими обстоятельствами, не может быть выбранным на предстоящих выборах на данную должность. · Несовместимость должностей. Одно и то же лицо не может занимать одновременно разные должности. · Принцип равного избирательного права Обозначает следующее: · Все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях; · Избиратели обладают равным количеством голосов и бюллетеней; · Равенство возможностей избирателей по участию в избирательных действиях; · Равенство числа избирателей в избирательных округах. · Принцип прямого избирательного права Депутаты и другие выборные лица выбираются населением напрямую, непосредственно. Альтернативами являются косвенные (сначала избираются выборщики) и многостепенные (избираются нижестоящими представительными органами) выборы. Кроме того, данный принцип означает, что каждый избиратель голосует на выборах лично, передача субъективного избирательного права невозможна. · Принцип тайного голосования Наличие специальных кабин и комнат, в которых люди сами могут заполнить бюллетень. · Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан Не участие граждан в голосовании не приводит ни к каким уголовным или административным последствиям, также стоит учитывать, что голосования происходят на основе гласности и широкого информирования населения. · Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем При мажоритарной избирательной системе территория РФ делится на избирательные округа, откуда избираются выборщики, при чем для победы бывают разные условия – набор большинства голосов или больше определенного процента. В зависимости от того сколько депутатов избирается от одного округа – это будет одномандатный или многомандатный округ. При пропорциональной избирательной системе избиратели голосуют за списки кандидатов в депутаты. · Принцип состязательности При выдвижении кандидатов на депутатское место всегда должны быть альтернативные варианты для избирателей. · Принцип сочетания государственного финансирования избирательной кампании с возможностями использования негосударственных средств Финансирования избирательной кампании происходит за счет средств государственного бюджета, но также для этих средств возможно принятие кредитов банками, а во многих случаях избиратели обязаны обладать собственным фондом. Для финансирования избирательной кампании возможно использование собственных средств, а также добровольных пожертвований. Избирательный фонд должен храниться на специальном избирательном счете и имеет только целевое назначение. Также необходимо представление финансовых отчетов по поводу своего избирательного фонда, в котором обязательно должна содержаться информация об источниках финансирования. Для контроля за целевым использованием денежных средств создается контрольно-ревизионная комиссия при избирательных комиссиях. · Принцип проведения выборов избирательными комиссиями Этот принцип прежде всего означает, что за проведение выборов ответственен ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, муниципальные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Работа в избирательных комиссиях редко не всегда является основной, зачастую дополнительной. Потому бывает 2 варианта: работа в избирательных комиссиях без освобождения с основного места работы, работа в избирательных комиссиях с частичным освобождением с основного места работы.
· Понятие избирательного процесса и его стадии (общая характеристика) В правовой науке проблема понятия избирательного процесса не является новой, и как в литературе, так и в действующем законодательстве не даётся понятие избирательного процесса. Избирательный процесс – это урегулированная нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящая из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающихся на демократические принципы Российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера. Отсюда можно выделить признаки избирательного процесса: · Основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками (субъектами), и эта деятельность опирается на Конституцию и составляет важнейший элемент конституционного строя России; · Избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, причём каждая стадия имеет строго отведённое ей назначение; · Деятельность участников избирательного процесса опирается на нормативно-правовую базу: это Конституция РФ, федеральные законы, Конституции (уставы) субъектов, законы субъектов (например, закон Томской области от 14.02.2005 г. “О муниципальных выборах в Томской области”); · Все стадии избирательного процесса взаимосвязанные и выстроены в определённой логической последовательности, каждая стадия складывается из действий, осуществляемых субъектами на то уполномоченными. В соответствии с ФЗ ” Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ” стадии избирательного процесса: · Назначение выборов; · Образование избирательных округов; · Образование избирательных участков; · Формирование избирательных комиссий; · Составление списков избирателей; · Выдвижение и регистрация кандидатов; · Предвыборная агитация; · Голосование; · Подсчёт голосов и установление результатов выборов. · Назначение выборов, образование избирательных округов и участков Любая избирательная кампания начинается только после назначения даты выборов: · Выборы депутатов ГД назначает Президент РФ (в период от 90 до 110 дней до дня голосования); · Выборы Президента РФ назначает СФ – решение не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней. Правила назначения выборов: · Голосование может быть назначено только на воскресение; · Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный день; · Не допускается назначение в один день выборов для федерального референдума, выборов депутатов ГД и Президента РФ. Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ – территория, на который избирается депутат. Вся территория государства разбивается на 450 округов и от каждого округа избирается по 1 депутату в ГД. При образовании избирательного округа должны соблюдаться следующим требования: · Примерное равенство избирателей в каждом округе, для одномандатных округов разница может составлять 10% (30% для труднодоступных районов), для многомандатных также 10% (но 15% для труднодоступных); · В случае если выборы проводятся на территории компактно-проживающих малочисленных районов, расхождение может составлять 40%; · Избирательный округ должен быть единой территорией При проведении очередных выборов необходимо создать схему избирательных округов. Схема определяется избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до проведения голосования. В схеме указываются границы, территория, входящая в каждый субъект и места расположения окружных избирательных комиссий. Виды избирательных округов: · Одномандатные избирательные округа – округа, от которых избирается по 1 депутату; · Многомандатные избирательные округа – округа, от которых избираются по несколько депутатов, голосование производится персонально за каждого; · Единый избирательный округ – округ, включающий в себя всю территорию, от которой избираются депутаты. Избирательный участок – первичная территориальная единица на выборах. Избирательный участок может охватывать территорию муниципального образования, его части или сразу нескольких муниципальных образований. Для проживающих здесь избирателей образуется голосование в едином помещении. Требования для избирательных участков: · Один участок может включать не более 3000 избирателей; · Границы участка не могут выходить за границы округа. Избирательные участки могут находиться также в местах временного пребывания граждан (больница, санаторий), на полярных станциях, труднодоступных местах, суднах, находящихся в день голосования в плавании. Списки избирательных участков обычно публикуются за 25 дней до дня голосования.
· Регистрация и составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий (понятие, виды, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция) Каждый совершеннолетний гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, включается в список избирателей. Основанием для регистрации гражданина является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на соответствующей территории. Гражданин включается только в 1 список избирателей. В список избирателей включается информация: ФИО, год рождения, адрес. Не позднее чем за 20 дней до начала голосования участковая комиссия предоставляет сведения о списках избирателей. Каждый гражданин в результате имеет право обратиться с требованием внести его в список, если по каким-то причинам он в него внесен не был. Комиссия в течение 24 часов (в день голосования 2 часов) проверяет заявление и либо вносит его в список, либо отказывает, либо перенаправляет на другой участок. Решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а если до выборов осталось менее 3 дней, то немедленно. Организацией проведения выборов занимаются специальные органы - избирательные комиссии. Их статус, прежде всего устанавливается вышеупомянутым ФЗ, а также законами субъектов федерации. Согласно закону - это коллегиальные органы, формируемые в установленном порядке, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательные комиссии: · ЦИК. · Избирательные комиссии субъектов РФ. · Избирательные комиссии муниципальных образований. · Окружные избирательные комиссии. · Участковые избирательные комиссии. Но это не единая система, потому что, например, при проведении выборов Президента РФ участвуют все комиссии, но избирательные комиссии муниципальных образований и окружные не участвуют. Кроме того п. 9 ст. 10 ФЗ предусматривает возможность создания временных избирательных комиссий. Виды избирательных комиссий · По характеру полномочий: · Организующие выборы - отвечают за проведение выборов на соответствующей территории в целом. · Комиссии, осуществляющие подготовку и проведение выборов - все остальные. · По месту в государственной иерархии: · Вышестоящие. · Нижестоящие. · По месту в системе государственных и муниципальных органов: · Федеральный государственный орган (ЦИК). · Государственный орган субъекта федерации (избирательные комиссии субъектов и территориальные комиссии). · Муниципальный орган (избирательные комиссии муниципальных образований). · Здесь нет окружных и участковых комиссий, поскольку их сложно отнести к тому или иному уровню. · По срокам полномочий: · Действующие на постоянной основе. · Действующие не на постоянной основе - формируются только в период выборов. ЦИК формируется в составе 15-ти членов (5 назначает Президент, 5 членов - Совет Федерации, 5 членов - Государственная Дума). Что касается других комиссий, то они назначаются законодательным или исполнительным органом государственной власти, вышестоящей комиссией и т. д. Члены назначаются по предложению политических партий. Кроме того, такие предложения могут выдвигаться не только партиями, но и собраниями по месту учебы, работы, общественными объединениями и др. Законодательство закрепляет ряд основополагающих принципов деятельности избирательных комиссий. Вмешательство в деятельность комиссий запрещено. Полномочия ЦИК: · Осуществляет контроль соблюдения прав граждан. · Обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов. · Развитие избирательной системы РФ. · Правовое обучение избирателей. · Профессиональная подготовка членов избирательных комиссий и других организаторов выборов. · Оказывают правовую, методическую и техническую помощь избирательным комиссиям. Полномочия комиссий субъектов: · Аналогичная деятельность по оказанию содействия нижестоящим комиссиям. Полномочия комиссий можно разделить на 4 группы: · Организационно-распорядительные полномочия. · Контрольные полномочия. · Финансовые полномочия. · Полномочия по рассмотрению жалоб и заявлений участников выборов. В системе избирательных комиссий особая роль отводится ЦИК, которая издает определенный вид правовых актов: инструкции, постановления, регламенты, пояснения и другие.
· Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов. Отказ в регистрации, отмена регистрации: основания и порядок На этой стадии начинается избирательная кампания. Процедура выдвижения. Суть этой процедуры сводится к тому, что лицо, которое желает использовать свое пассивное избирательное право, заявляет об этом. В настоящее время в РФ кандидатов могут выдвигать: · Избирательные объединения - политические партии, их региональные отделения, иные структурные подразделения политической партии. · Общественные организации и общественные движения - только на местном уровне. Для того чтобы выдвигать кандидатов общественная организация должна иметь отделения на низшем уровне. Общественные организации не могут выдвигать списки кандидатов. Они могут выдвигать кандидатов только по одномандатным округам. · Самовыдвижение кандидата (в случае президентских выборов необходима поддержка 500 человек) Способы выдвижения кандидатов: · Непосредственно. · В составе списка кандидатов (пропорциональная система выборов). Порядок выдвижения: · Формирование списка кандидатов или выбор одного кандидата на съезде партии, требуемые документы: · Заявление; · Копия паспорта и документа, подтверждающего образование; · Стаж с места работы; · Сведения о доходах и имуществе; · Заверенный список кандидатов избирательной комиссией; · Регистрация кандидата, производится одним из следующих способов: · Сбор подписей – не менее 2% от числа избирателей избирательного округа; · Внесение залога из избирательного фонда – 15%. Сбор подписей и внесение залога необязательны в случаях: · Если кандидаты представляют партии, которые имели мандат на ближайших выборах в ГД; · Если выборы производятся в муниципальный орган со средним уровнем представительства ниже 10 тыс. человек. · Избирательная комиссия в течение 10 дней осуществляет проверку документов, проверку могут осуществлять не только члены избиркома, но и другие специалисты Количество выдвигаемых избирательным объединением кандидатов зависит от округа: · Одномандатный избирательный округ – выдвигается 1 кандидат; · Многомандатный избирательный округ – выдвигается столько кандидатов, сколько мандатов; · Единый избирательный округ – список кандидатов, а при выборах должностного лица – 1 кандидата. Основания отказа кандидату в регистрации: · Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; · Несоблюдение требований, предусмотренных для политических партий; · Предоставление не всех документов; · Наличие среди подписей избирателей более 10% подписей, собранных в местах, где собирать подписи нельзя; · Недостаточное количество достоверных подписей; · Сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости; · Несоздание кандидатом избирательного фонда. Отсутствие средств в избирательном фонде основанием для отказа не является; · Использование кандидатом средств не из избирательного фонда в размере более 5% от максимального размера избирательного фонда; · Превышение расходования средств избирательного фонда более чем на 5% от максимально установленного; · Несоблюдение ограничений в отношении агитаций; · Неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного и служебного положения; · Регистрация кандидата в ином избирательном округе; · Установление факта подкупа избирателей. Отмена регистрации производится по решению суда в случае: · Появление вновь открывшихся обстоятельств, являющимися обстоятельствами отмены регистрации; · Использование непредусмотренных денежных средств; · Использования руководителями избирательных объединений преимуществ служебного положения; · Установления факта подкупа избирателей кандидатом или лицами, назначенными кандидатом для исполнения данных функций; · Злоупотребления права на предвыборную агитацию; · Сокрытие кандидатом факта судимости или наличия гражданства другого государства. Инициатором дела по отмене регистрации может быть избирательная комиссия, а в случаях, установленных законом – прокурор. · Правовой статус кандидатов, избирательных объединений Выделяются две группы субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов: · Кандидаты Равенство кандидатов: · Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. · От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, · В случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением · Кандидаты не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения; · Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных обязанностей; Под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается: · Привлечение лиц, находящихся в подчинении к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов; · Использование помещений, если иным кандидатам не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; · Использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг; · Использование транспортных средств организаций; · Сбор подписей в ходе служебных командировок; · Доступ к СМИ, если иным кандидатам не будет гарантирован такой же доступ; · Агитационное выступление при проведении публичного мероприятия, организуемого организацией; · Обнародование и распространение информации, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов · Освобождение от работы; · Запрет на увольнение работника или отчисление из образовательного учреждения, а также призыв на военную службу, военные сборы; · Трудовой стаж не прекращает засчитываться; · Решение о возбуждении уголовного дела в отношении кандидата принимается с согласия Председателя СК; · Подвергнут административному наказанию может быть только с согласия прокурора. · Избирательные объединения. Избирательным объединением признается политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения. Политическим общественным объединением в соответствии со ст.12 Федерального закона «Об общественных объединениях» является общественное объединение, основными закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Политическое общественное объединение может быть создано в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения. Объединения, которые не могут быть признаны политическими: · Зарегистрированные в качестве профессионального союза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии, общественного фонда, учреждения или органа общественной самодеятельности; · Устав которого допускает членство в нем иностранных граждан или организаций; · Устав которого предусматривает членство в нем только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам; · Устав которого предусматривает членство в нем лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений; · Преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли между своими членами; · Созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов; · Неполитический характер которого специально оговорен в ФЗ. Политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения, как самостоятельно выдвигающего кандидатов, так и участвующего в образовании избирательного блока. В одномандатном округе избирательное объединение (блок) вправе выдвинуть только одного кандидата, а в многомандатном - на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. · Информирование избирателей и предвыборная агитация Кроме всего прочего, выборы будоражат информационную сферу. Не все информационные потоки регулируются законодателем, только два: · Информирование избирателей – деятельность, которая осуществляется органами власти, избирательными комиссиями, СМИ и др. Для них действует два требования: объективность и достоверность. · Предвыборная агитация – в отношении нее законодатель вводит массу требований. Свободные выборы – это когда на самом деле допускается свободный обмен информацией. Предвыборная агитация составляет основную часть избирательного процесса. Это содержательная сторона избирательной кампании. Кандидаты рассказывают о своих программах, о своем видении ситуации. К субъектам этого права отнесены партии, кандидаты (специальные субъекты), а также граждане РФ (общие субъекты). Предвыборная агитация обязательно должна быть оплачена из избирательного фонда. Проводить бесплатную предвыборную агитацию легально практически невозможно. Предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов или против него (них). Агитация должна быть окончена за день до выборов. Стоит заметить, что призыв прийти на избирательный участок – это не предвыборная агитация. Нельзя одновременно заниматься благотворительной деятельностью и проводить предвыборную агитацию. Нельзя заниматься подкупом избирателей (даже ручка за 5 руб. – подкуп избирателя). Вся разница между информированием избирателей и предвыборной агитации заключается в цели действия. Признаки предвыборной агитации: · Призывы голосовать за или против кандидата. · Односторонняя подача положительной или отрицательной информации о кандидате. · Рекламный характер. · Системный характер агитации. · И другие - п. 2 ст. 48 ФЗ «Об основных гарантиях…». Кандидаты и избирательные объединения свободны в выборе способов и форм проведения агитации. Главное, чтобы эти способы не было запрещены законом. Специальные условия агитации касаются телевиденья, радио и др. Отдельный вопрос – публичные мероприятия. Выпуск аудиовизуальных материалов. Также используются Интернет, но специальных правил для Интернета нет.
· Финансирование выборов в РФ Включает в себя два не связанных между собой явления: · Финансирование деятельности избирательной комиссии – деньги выделяются из соответствующего бюджета. Контроль в этой сфере осуществляют контрольно-ревизионные службы. · Финансирование избирательной кампании кандидатов и избирательных объединений - создаются избирательные фонды. Они создаются для того, чтобы все расходы на избирательную кампанию осуществлялись с одного избирательного счета. Фонд может формироваться исключительно за счет денежных средств. Причем законом о конкретных выборах устанавливаются ограничения на вносимые пожертвования. Субъекты, которые могут производить финансирование: · Собственные средства кандидата или избирательного объединения; · Средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; · Добровольные пожертвования граждан или юридических лиц; · Бюджетные средства в некоторых случаях – на практике такого давно не было Закон устанавливает ряд запретов на перечень лиц, которые не могут вносить пожертвования: · Иностранные граждане или организации; · Несовершеннолетние; · Публичные органы; · Государственные или муниципальные юридические лица; · Благотворительные и религиозные организации; · Анонимные жертвователи – анонимные пожертвования перечисляются на бюджет соответствующего уровня; · Юридические лица, зарегистрированные менее чем за год до дня голосования на выборах. Создание избирательного фонда является обязательным. Все средства должны расходоваться, неизрасходованные средства перечисляются обратно. Создание фонда выступает обязательным условием для регистрации кандидата. Расходоваться средства избирательного фонда могут исключительно на цели избирательной кампании. Закон устанавливает предельный размер расходов из избирательного фонда в целях обеспечения равенства кандидатов. Операции избирательного фонда заканчиваются в день голосования. Избирательный фонд может не создаваться только в случае проведения выборов в муниципальные органы, избирательный округ которого насчитывает менее 5 тыс. избирателей, а кандидат самостоятельно не финансирует свою избирательную кампанию. Принцип финансовой прозрачности – кандидаты и избирательные объединения обязаны предоставлять в избирательную комиссию свои финансовые отчеты не позднее 30 дней со дня опубликования результатов выборов. К отчету прилагаются все первичные документы.
· Голосование и определение результатов выборов. Порядок определения результатов выборов Законом может быть предусмотрено, что в случаях если проведение выборов в органы государственной власти субъекта РФ на территории избирательного участка расположено место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования – в этом случае по решению избирательной комиссии субъекта РФ, время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не ранее чем на 2 часа. При совмещении выборов в органы МСУ или органы государственной власти, время начала и окончания голосования определяется в соответствии с ФЗ, регулирующим подготовку и проведение федеральных выборов. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. При голосовании избирателю выдают бюллетень по предъявлению паспорта или иного заменяющего его документа. Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетень любого знака в квадрате (квадратах), относящихся к кандидату, кандидатам, списка кандидатов, в пользу которых сделан выбор. Бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине или ином специальном месте, где не допускается присутствие других лиц. Избиратель, который считает, что допустил ошибку при заполнении бюллетени, вправе обратиться к члену избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень, о чем делается пометка в списке избирателей, а сам бюллетень погашается. Избиратель, который не имеет возможность самостоятельно расписаться в получении бюллетени или заполнить ее, вправе воспользоваться помощью другого избирателя: · Не члена избирательной комиссии · Не наблюдателя · Не самого избираемого Он сообщает об этом комиссии и делается специальная пометка в списке избирателей. Законом допускается возможность электронного голосования – без использования бюллетеня на бумажном носителе, а с использованием комплекса средств автоматизации «ГАС-выборы». Электронное голосование может проводиться на избирательных участках, где число избирателей не превышает 1% от числа избирательных участков, образованных на территории, где проводятся соответствующие выборы. Для обеспечения всеобщего избирательного права действующим законодательством предусматривается: · Досрочное голосование · Голосование по открепительному удостоверению · Голосование вне помещения для голосования · Голосование по почте · Досрочное голосование Не проводится при проведении федеральных выборов и выборов в органы государственной власти субъектов, а проводится при проведении выборов в органы МСУ, если законом субъекта не предусмотрено голосование по открепительному удостоверению. Сейчас досрочное голосование допускается только для лиц, которые работают вахтовым методом или в других труднодоступных местностях Порядок: · Заявление с указанием причины, по которой гражданин не может прибыть в место голосования · Получает бюллетень · Голосует · Бюллетень помещает в конверт и склеивает его, на склейке ставят подписи 2 члена комиссии с правом решающего голоса. · В день голосования после открытия избирательного участка, председатель избирательной комиссии объявляет число досрочно проголосовавших · Эти бюллетени помещаются в ящик для голосования. · По открепительному удостоверению Возможность голосования по ОУ предоставляется избирателям, которые в день голосования не смогут прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они внесены в список. Они вправе получить ОУ там, где включены в список избирателей и принять участие в голосовании на том участке, где граждане будут находиться, но в пределах того избирательного округа, где он обладает активным ИП. · Вне помещения для голосования Голосование вне помещения проводится только в день выборов. Возможность проголосовать вне помещения участковой избирательной комиссии предоставляется избирателям, которые по уважительным причинам (инвалидность, нахождение в местах содержания под стражей) не могут прибыть в помещение для голосования. Такое голосование проводится не менее чем 2 членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Такое голосование возможно с письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать (заявление необходимо подать не позднее чем за 4 часа до окончания голосования). · Голосование по почте Законом субъекта может быть предусмотрена возможность голосования по почте (муниципальные выборы и выборы в органы государственной власти субъектов). При этом учитываются голоса избирателей, поступившие в избирательную комиссию не позднее времени окончания голосования (регулируется актами ЦИК).
|