Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подсчет голосов и установление результатов выборов
Подсчет начинается сразу после окончания времени голосования, без перерыва, до установления итогов голосования на соответствующем избирательном участке, о чем составляется протокол участковой избирательной комиссии в 2-х экземплярах. Протоколы подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола направляется в вышестоящую избирательную комиссию, которая на основе этого протокола устанавливает итоги голосования, о чем потом составляет протокол в двух экземплярах. Результаты выборов устанавливаются на основании первых экземпляров протоколов из комиссии, к компетенции которой относится данный вопрос (окружные или комиссии, выполняющие их функции). · Несостоявшиеся выборы. Признание выборов недействительными Соответствующая избирательная комиссия вправе принять решение о том, что выборы состоялись или не состоялись. Выборы признаются несостоявшимися, если: · Если голосование состоялось по 1 кандидатуре и за него проголосовало менее 50% зарегистрированных избирателей; · По результатам выборов менее чем 2 списка получили право распределять мандаты; · Если за списки кандидатов, получивших право распределять мандаты, было подано 50% голосов или менее того; · Все кандидаты выбыли при повторном проведении голосования; · Если в бюллетень на общих выборах было включено 2 кандидата и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то не назначается повторное голосование, а эти признаются несостоявшимися. Последствия признания выборов несостоявшимися - назначение новых выборов. Соответствующая избирательная комиссия может признать результаты выборов недействительными: · Если допущенные нарушения при выборах не позволяют выявить волю избирателей · Если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков (списки избирателей которых включают не менее чем ¼ часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на территории соответствующего округа) · По решению суда · Допустил перерасход средств на 10% от предельно возможного размера; · Осуществлял подкуп избирателей и это могло повлиять на результаты выборов; · Допускали злоупотребление агитацией, и это не позволяет выявить истинную волю избирателей; · Использовали преимущества должностного положения, и это не позволяет выявить истинную волю избирателей Основанием для отмены решения не могут быть нарушения, в следствие которых кандидат тем ни менее не победил на выборах. После опубликования выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан может быть подана в течении года со дня опубликования результатов. Последствия признания выборов недействительными - назначение новых выборов.
· Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы Повторное голосование: · Проводится в случае, если в бюллетень было включено более 2 кандидатур и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов; · Если в бюллетень было включено 2 кандидатуры, то повторное голосование не производится, выборы признаются несостоявшимися · Победителем является набравший число голосов больше, чем другие избиратели (относительное большинство); · Если один из кандидатов, по которому должно было проводиться повторное голосование, выбыл по каким-либо обстоятельствам до дня голосования, его место занимает следующий по числу голосов кандидат. Если выбыли все – то голосование проводится по 1 кандидату · Если остался 1 кандидат, то он считается избранным, если получил не менее 50% голосов избирателей, в противном случае выборы признаются не состоявшимися. Повторные выборы проводятся в следующих случаях: · В случае выбытия всех кандидатов при проведении повторного голосования; · Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными; · Избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата; · Кандидат, избранный на должность выборного должностного лица не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица; · При проведении выборов по многомандатному округу, где не все мандаты оказались замещены – по оставшимся мандатам проводятся повторные выборы. Дополнительные выборы: · В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу; · Дополнительные выборы проводятся не позднее, чем через год · Если представительный орган субъекта или муниципального образования оказался в неправомочном состоянии, то дополнительные выборы проводятся через 4 месяца · В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу – применяются те же правила. · Дополнительные выборы по многомандатному избирательному округу проводятся только в случае, если замещено менее 2/3 депутатских мандатов. Повторные и дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Если при этом орган остается в неправомочном составе, то назначаются новые основные выборы.
· Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ Принцип разделения властей в Конституции РФ закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст.104 Конституции). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125 Конституции). Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов РФ. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их взаимодействие. Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы, которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента производен от его титула главы государства и гаранта Конституции. Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов. Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества. Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Думы. Закон, принятый Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом, который в свою очередь может отказаться от его подписания. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания. К числу механизмов, уравновешивающих ветви власти, относится право Президента при определенных условиях распустить Государственную Думу. Со своей стороны Федеральное собрание при определенных условиях и с соблюдением установленной процедуры может отстранить Президента от власти. Назначение Председателя Правительства - прерогатива Президента, но Государственная Дума может дать или не дать на это согласие. Ряд высших должностных лиц назначаются на должность только Советом Федерации (Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного, Верховного, и Арбитражного Судов), но представляет эти кандидатуры только Президент Единство государственной власти и разделение ее ветвей. Ее единство определяется прежде всего тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Единство государственной власти находит свое выражение непосредственно в единстве системы высших государственных органов и общих принципов построения и деятельности их на всех уровнях. Единство государственной власти неразрывно связано с единством и нераздельностью государственного суверенитета, исключающему по самому своему существу наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей. Содержание принципа разделения властей: · Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом; · Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту; · Между законодательным и исполнительным органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; · Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; · Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой, а тем более сливаться с ней; · Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом; · Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех ветвей власти. В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.
· Президент РФ как глава государства. Конституционные функции и полномочия Президента РФ Когда говорят о полномочиях Президента, то говорят как правило о его взаимоотношениях с законодательной и исполнительной властью. В большинстве демократических государств используется принцип разделения властей, по которому любые государственные функции относятся к одной из ветвей власти, деятельность Президента безусловно связана со всеми из них, но однозначно не относится ни к судебной, ни к законодательной (хотя Президент имеет свои полномочия в каждой сфере, например, право вето, право назначения судей и пр.). Другое дело его взаимоотношения с исполнительной властью. Юридическая наука и практика признала считать его главой исполнительной власти, но в связи с особенностями его функций и полномочий он выделяется отдельно. Конституционный статус Президента четко и ясно прописан в Конституции, что позволяет ему с одной стороны точно знать свои полномочия, а с другой знать их пределы. В конституционных нормах определяются функции и полномочия, это 2 понятия довольно близки по значению, но не тождественны: · Функции – основные направления деятельности, вытекающие из положения в системе разделения властей; · Полномочия – основанные на функциях конкретные возможности, отнесенные к компетенции. Функции Президента в обобщенном виде закреплены в ст.80 Конституции РФ: · Является главой государства – ч.1; · Является гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина; · Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; · Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; · Определяет основные направления внутренней и внешней политики; · Представительская функция – внутренний и внешний аспекты. Полномочия Президента лучше всего определять через сферы жизнедеятельности: · Полномочия Президента в сфере прав и свобод Данные полномочия вытекают из функции Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В данной сфере Президент решает вопросы: · О предоставлении и выходе из гражданства РФ; · О предоставлении политического убежища иностранным гражданам; · Вправе смягчать наказания и осуществлять помилование; · Выдает почетные звания, награждает орденами и медалями. · Полномочия президента, связанные с федеративным устройством Вытекает из функции по охране государственной целостности и обеспечения взаимодействия органов государственной власти: · Президент назначает Полпредов; · Президент вправе приостанавливать действие актов субъектов Федерации до вынесения решения соответствующего суда; · Вправе проводить согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов. · Полномочия Президента в отношениях с Парламентом Глава государства, не входя ни в одну из ветвей власти, тем ни менее осуществляет определенные функции и имеет некоторые полномочия в каждой из них. В отношениях с парламентом это заключается в следующем: · Обладает правом законодательной инициативы по любым вопросам; · Обращается с ежегодным посланием к Парламенту; · Назначает день выборов в ГД; · Вправе распустить ГД; · Назначает референдум (правда без права его инициировать). · Полномочия Президента в отношениях с органами исполнительной власти В отношениях с органами исполнительной власти Президент осуществляет следующие полномочия: · Формирует правительство, в том числе назначает Председателя Правительства; · Обладает правом председательствовать на заседаниях Правительства; · Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает полномочия; · Определяет структуру Правительства; · Может в любое время отправить в отставку Председателя Правительства; · Формирует и иные органы власти (1/3 состава ЦИК). · Полномочия Президента в отношениях с органами судебной власти Полномочия в отношениях с органами судебной власти: · Предлагает кандидатуры на должности судей КС, ВС, ВАС; · Назначает федеральных судей; · Представляет в СФ кандидатуру Генерального прокурора. · Полномочия Президента в военной сфере и по урегулированию ЧС В данных сферах Президент реализует свои функции Главы государства. · Является верховным главнокомандующим; · Утверждает военную доктрину государства; · Назначает высшее военное командование; · Устанавливает режим ЧП на всей территории государства или отдельных ее частях; · Вправе создавать специальный орган в рамках ЧП. · Полномочия Президента во внешней политике Во внешней политике, Президент реализует свою представительскую функцию, функцию главы государства, а также определения внешней политики. · Непосредственно Президенту подчиняется МИД; · Президенту ведет международные переговоры и подписывает договоры; · Подписывает «ратификационные грамоты»; · Принимает верительные и отзывные грамоты; · Назначает и отзывает дипломатических представителей после консультаций с комитетами ФС.
· Условия и порядок выборов Президента РФ Порядок избрания Президента регулируется в общем Конституцией РФ: · Статья 81: Президент избирается сроком на 6 лет; · Статья 81 ч.3: Одно и тоже лицо не может занимать эту должность более 2-х сроков подряд; · Статья 81 ч.2: требования к кандидатам – гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Более конкретно порядок избрания президента регулируется ФЗ «О выборах Президента РФ». Порядок: · Выборы назначаются СФ, решение принимается за 90-100 дней до дня голосования; · Если СФ не исполняет свою обязанность, то назначает ЦИК на первое воскресенье после месяца, когда истекают полномочия действующего президента. · Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводились предыдущие общие выборы главы государства; · Если полномочия прекращаются досрочно, то выборы назначаются на последнее воскресенье перед днем, когда истекает 3 месяца со дня досрочного прекращения полномочий · Для вычисления результатов используется система абсолютного большинства; · Выборы состоялись лишь в том случае, если участие приняли более половины избирателей, внесенных в списки избирателей; · Если никто из кандидатов не набрал необходимое число голосов, то проводятся повторные выборы по 2 кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов; · Голосование может проводиться по 1 кандидату, если остальные выбыли ко дню голосования, для победы ему необходимо собрать не менее 50% голосов избирателей. Правом выдвижения кандидатур обладают: · Политические партии – осуществляется на съезде или конференции политической партии, при этом подписи могут быть нужны и не нужны: · Не нужны подписи, необходим только факт выдвижения, если на последних выборах в ГД партия участвовала в распределении мандатов; · В противном случае необходимо наличие 2 млн. подписей, при этом на один субъект РФ, должно приходиться не более 50 тыс. подписей; · Самовыдвижение – необходимо наличие подписей 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Вступление в должность (инаугурация) Глава государства вступает в должность в день следующий за днем, в который истекает 6 лет после вступления в должность главы государства, избранного на предыдущих общих выборах. Если полномочия главы государства прекратились досрочно либо же если вступление в должность в указанный день невозможно, т.к. проводится повторное голосование, глава государства вступает в должность по истечении 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов главы государства ЦИК. Обязательное условие вступления в должность - присяга (текст: ч.1 ст.82 КРФ). Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов СФ, депутатов ГД и судей КСРФ. Присяга носит важное юридическое значение, т.к. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности, с момента принесения присяги вновь избранным главой государства.
· Прекращение полномочий Президента РФ Основания прекращений полномочий Президента РФ могут быть как срочные, так и досрочные: Президент избирается сроком на 6 лет, по окончании которого он складывает полномочия. Существуют также досрочные основания прекращения полномочий Президента РФ, которые закрепляются в ст.92 Конституции РФ: · Отставка; · Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия; · Отрешение от должности; Кроме того, можно выделить также такие основания прекращений полномочий, как: · Смерть; · Утрата гражданства РФ; · Приобретение гражданства иного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы РФ. Теперь более подробно по каждому из оснований: · Отставка Отставкой является добровольный отказ Президента от занимаемой им должности, особенности отставки: · Не требуется установление мотивации; · Невозможность осуществления отставки в пользу иного лица; · Невозможность прекращение отставки. · Стойкая неспособность по состоянию здоровья Данное основание может быть инициировано как самим Президентом, так и другими лицами. Данное основание может быть осуществлено только в том случае, когда достоверно установлено, что Президент не осознает характер своих действий, а сами эти действия могут поставить под угрозу государство. · Отрешение от должности Отрешение от должности – разновидность конституционно-правовой ответственности, следуемая за совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Основания для отрешения от должности: · Государственная измена – шпионаж, выдача государственной тайны или передача любых иных сведений иностранным лицам в ущерб государственной безопасности; · Иное тяжкое преступление – умышленное или неумышленное преступление, ответственность за которое не превышает 10 лет лишения свободы. Процедура отрешения: · Обвинение – выдвигается инициативной группой ГД числом не менее 1/3 от общего числа депутатов палаты; · Материалы инициативной группы рассматриваются ГД и, в случае продолжения процедуры отрешения, создается специальная комиссия, которая подготавливает заключение. Заключение рассматривается на пленарном заседании и решение принимается числом в 2/3 голосов; · Обвинение направляется в КС и ВС: · ВС дает заключение о наличии состава преступления; · КС проверяет соблюдение установленного порядка; · Решение СФ, которое принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов. Решение СФ должен принять в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения ГД, если не успевает, то обвинение считается отклоненным. В то время, пока Президент не может осуществлять свою деятельность, эта обязанность ложится на Исполняющего обязанности Президента (председателя правительства). И.о. Президента не может: · Распускать ГД; · Назначать референдум; · Выступать с инициативой внесения изменения в Конституцию РФ.
· Администрация Президента РФ Для выполнения своих полномочий Президент формирует Администрацию Президента, деятельность которой определяется указом Президента «Об администрации Президента» и положением «Об администрации Президента». Администрация Президента по своему правовому статусу является государственным органом. Ее функциями является создание организационных, информационных и других условий для нормального осуществления полномочий Президентом, а также контроль исполнения его решений. В состав Администрации входят: · Руководитель Администрации; · Три заместителя, в том числе один из которых обладает статусом Первого заместителя; · Помощники и советники Президента; · Уполномоченный по правам ребенка; · Полпреды в федеральных округах; · Уполномоченные представители в СФ, ГД, КС; · Иные должностные лица. В состав входят также управления и комиссии, всего, согласно перечню «самостоятельных подразделений администрации Президента» в состав Администрации входит 20 управлений: · Аппарат Совета Безопасности; · Аппарат советников Президента; · Канцелярия Президента; · Аппараты полномочных представителей в федеральных округах; · Референтура; · И иные управления, в том числе по внутренней и внешней политике, госнаградам и пр. Кроме двух основных задач, администрация Президента также осуществляет и иные функции: · Подготовка различных предложений в области внешней и внутренней политики, суверенитета, в том числе подготовка законопроектов и проектов актов Президента; · Решение кадровых вопросов, награждение государственными наградами и вручение почетных званий; · Содействие Президенту в обеспечении прав и свобод человека и гражданина; · Помощь в обеспечении согласованного функционирования органов государственной власти, а также обеспечение деятельности Совета Безопасности и Государственного Совета; · Проекты обращений в КС и подготовка материалов ежегодного послания ФС; · Обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями, структурами гражданского общества; · Обеспечение реализации полномочий по осуществлению актов помилования, по вопросам о гражданстве; · Обеспечение реализации прочих функций, возложенных на Президента РФ. Общим руководителем Администрации Президента является сам Президент, ему непосредственно подчинена большая часть органа, остальная часть органа непосредственно подчиняется Руководителю Администрации. · Акты Президента РФ, порядок их опубликования и вступления в силу Осуществляя свои полномочия, Президент имеет право издания двух видов актов – указы и распоряжения. Указы играет наиболее значимую среди них роль, особенно нормативные указы, призванные регулировать общественные отношения. Кроме того, Президент также издает указы и ненормативного характера, которые издаются: · При назначении руководителей различных органов, подотчетных Президенту; · По вопросам гражданства; · О предоставлении политического убежища; · О награждении государственными наградами и присвоении почетного звания; · О помиловании. Распоряжения – акты организационно-распорядительного характера, как правило, являются не нормативными, а правоприменительными. Указаний на различие в юридической силе между актами Президента нет, потому можно сказать, что все они обладают ей в равном количестве. Согласно ч.2 и ч.3 ст.90 Конституции РФ акты Президента обязательны для исполнения на всей территории РФ, из чего также следует, что нормативно-правовые акты субъектов федерации не могут им противоречить, а также в этой статье указывается на то, что акты Президента по юридической силе ниже, чем законы, и не могу им противоречить. Это говорит о подзаконности актов Президента, однако, здесь еще есть и свои особенности: · Формулировка подзаконности актов Президента отличается от формулировки актов Правительства, потому как акты Правительства должны соответствовать актам Президента; · Отсутствует возможность отмены актов Президента, их можно оспорить только в Конституционном суде по вопросу несоответствия Конституции; · Президент может принимать акты по вопросам, которые должны регулироваться законами, но при определенных условиях: · Закон, регулирующий данный вопрос, отсутствует; · Акт не противоречит федеральным законам и Конституции; · Акт ограничен во времени до принятия соответствующего закона. Как уже указывалось, акты Президента обязательны для исполнения на всей территории государства, но акты о введение военного или чрезвычайного положений подлежат утверждению Советом Федерации. Внесение изменений в ст.65 Конституции РФ производится также указами Президента. Порядок опубликования актов Президента определяется указом Президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» Все акты Президента обязательны для опубликования в Собрании Законодательства РФ, Российской газете через 10 дней после их подписания, если актом не предусмотрено иное (кроме актов, содержащих государственную тайну или конфиденциальную информацию). · Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ Конституционно-правовой статус ФС - оформленное в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах правовые положения ФС, характеризующие природу данного органа государственной власти, его место в системе органов государственной власти и политической системе РФ, а также права и обязанности (компетенцию) данного органа государственной власти, процедуры их реализации и акты, принимаемые при данной реализации. · Согласно ст.94 Конституции РФ установлено, что ФС – парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Эта статья фактически определяет природу ФС. Так здесь нашло свое закрепление, что ФС - не просто орган государственной власти, а парламентский орган РФ. · ФС - одновременно является представительным и законодательным органом РФ. В ст. 95 Конституции РФ установлено, что ФС имеют 2-х-палатную структуру: состоит из Государственной Думы(ГД) и Совета Федерации (СФ). Двухпалатная структура ФС обуславливается · Федеративной формой государственного устройства · Проявление принципа разделения властей (Монтескье " В духе законов"): разделение властей предполагает не только между 3-мя ветвями власти, но и внутри самой ветви. Так, законодательный корпус с его точки зрения должен состоять из 2-х частей, которые взаимосдерживали и уравновешивали друг друга. Принцип разделения властей применительно к двухпалатной структуре ФС находит свое выражение: · Палаты имеют различную исключительную компетенцию, а на законодательном уровне им отводится различное место; · Палаты заседают раздельно и лишь в исключительных случаях собираются совместно (для заслушивания посланий Президента РФ, КС и выступлений руководителей иностранных государств); · Палаты самостоятельно определяют свое внутреннее устройство, руководящий орган Функции Федерального Собрания: · Представительная: · Представительство интересов всего многонационального народа РФ; · Совет Федерации представляет интересы субъекты РФ · Законодательная – ФС является федеральным органов государственной власти, имеющим право принимать федеральные законы (Законы о поправках, ФКЗ и ФЗ); · Контрольная: · Деятельности Правительства: · ГД вправе выразить недоверие Правительству РФ; · Дача согласия Президенту РФ в назначении председателя Правительства РФ; · Заслушивание отчетов Правительства РФ об исполнении федерального бюджета; · Депутатский запрос; · Правительственный час – получение ответа на вопрос, о котором заблаговременно информируется Правительство; · Счетная палата (вспомогательный орган ФС) осуществляет контроль исполнения федерального бюджета; · Деятельности Президента: · Указы Президента о введении ЧП или военного положения требуют утверждения в СФ; · Отстранение от должности Президента РФ; · Контроль, путем ратификации международно-правовых договоров; · Контроль использования вооруженных сил за пределами территории РФ. ФС - постоянно действующий орган государственной власти - оно действует фактически постоянно, за исключением периода парламентских каникул. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля исполнения федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. · Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» определил порядок избрания депутатов Государственной Думы. Назначение выборов депутатов Государственной Думы: · Назначает выборы Президент РФ, решение должно быть принято за 4-5 месяцев до дня голосования; · Днем голосования на выборах является первое воскресенье после дня, когда истекает срок полномочий ГД прежнего созыва; · Если Президент РФ не назначил выборы, то это производит ЦИК в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия ГД прежнего созыва; · При роспуске ГД Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов ГД нового созыва, выборы назначаются на последнее воскресенье перед днем, когда истекают 3 месяца со дня роспуска ГД. · Опубликование решения в СМИ Депутаты ГД избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству поданных за список голосов. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию РФ, граждане РФ, проживающие за территорией РФ, приписываются к федеральному избирательному округу. В выборах участвуют кандидаты, выдвинутые в списке партии. Каждая партия имеет право выдвинуть только 1 партийный список. Выдвижение списка: · Решение о выдвижении партии принимается тайным голосованием на съезде партии; · Выдвижение должно быть произведено в период 10-30 дней со дня публикации решения о проведении выборов в ГД; · Общее число кандидатов, включенных в список, не должно превышать 600 человек Подсчет голосов производится следующим образом: · Подсчет голосов участковой избирательной комиссией, затем составляется протокол и его первая копия направляется в территориальную комиссию; · Территориальная комиссия на основании протоколов участковых комиссий проводит подсчет голосов и направляет первый экземпляр подсчетов в комиссию субъекта; · Комиссия субъекта проводит подсчет результатов по субъекту РФ и устанавливает результаты голосования, затем составляет протокол и направляет его в ЦИК; · Путем суммирования результатов голосования ЦИК устанавливает итоговый результат Распределение мандатов: · К распределению депутатских мандатов допускаются: · Партии, набравшие 7% и более голосов избирателей; · Партии, набравшие ниже 7% голосов избирателей в том случае, если за партии, которые набрали более 7% голосов проголосовало менее 60% избирателей; · Партия, набравшая наибольшее количество голосов среди партий, набравших менее 7% голосов, если одна из партий набрала 60% голосов, а все остальные менее 7%. · Депутатские мандаты также получают партии, набравшие менее 7% голосов: · Партии, набравшие 6-7% голосов – 2 мандата; · Партии, набравшие 5-6% голосов – 1 мандат. Методика распределения депутатских мандатов: · ЦИК ведет подсчет числа голосов избирателей; · Число голосов избирателей делится на 450; · В случае, если несколько депутатских мандатов было передано партиям, набравшим 5-6% голосов (смотреть «распределение мандатов»), то делится не на 450, а на оставшееся количество мандатов. · Полученный результат называется – первое избирательное частное; · Число голосов, полученных каждой партией, делится на первое избирательное частное; · Целая часть числа – количество депутатских мандатов, полученных партией; · Нераспределенные мандаты передаются по одному мандату партиям с наибольшим дробным числом; · Затем распределение производится внутри самого списка партии: · Сначала мандаты получают участники общефедеральной части списка; · Затем высчитывается второе избирательно частное – количество голосов региональной группы делится на число нераспределенных мандатов партии; · Число голосов за каждую региональную группу делится на второе избирательное частное; · Целая часть числа – количество депутатских мандатов, полученных региональной группой списка партии; · Нераспределенные мандаты передаются региональным группам с наибольшим дробным числом · Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ Вся история Совета Федерации как органа не продолжительна, она связана с поиском оптимального порядка формирования палаты. Много раз ставились эксперименты, что происходит и сейчас. Совет Федерации является палатой регионального представительства, что является отправной точкой в определении порядка формирования этой палаты. Конституция в статье 95 закрепила, что в Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта РФ (1 от представительного органа, 1 от исполнительного). При этом в пункте 7 раздела II Конституции предусмотрено избрание Совета Федерации I созыва. На смену этому порядку пришло формирования палаты по должностному принципу. В Совет Федерации стали входить Высшее должностное лицо субъекта РФ и председатель законодательного органа. Затем пришла новая модель - ФЗ от 5 августа 2000 года N113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ». Это модель профессионального Совета Федерации, когда для представителей субъектов это стало профессиональной работой. Но эта модель хороша лишь в идеале. В результате внедрения такого подхода, оказалось, что Совет Федерации стал интересным по составу. В нем стали оказываться такие представители субъектов, которые никогда и не жили в этих субъектах. Д.А. Медведев предложил новую модель – членом Совета Федерации может стать кроме депутатов местного уровня и депутат Государственной Думы. В итоге, членом Совета Федерации может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства или вида на жительство, достигший возраста 30 лет. Кандидатом для избрания в Совет Федерации может быть: · Депутат Государственной Думы ФС РФ, входивший в качестве кандидатов в депутаты региональной группы соответствующего субъекта или части территории соответствующего субъекта либо группы субъектов. · Депутат законодательного органа субъекта РФ. · Депутат представительного органа местного уровня. Если досрочно прекращаются полномочия законодательного органа или высшего должностного лица, то новый орган может переназначить или переизбрать этого же представителя в Совет Федерации. Становясь представителем депутат утрачивает текущие полномочия. Избирается или назначается представитель? Законодательный орган избирает, исполнительный орган назначает. Но в случае с законодательным органом имеют место не обычные выборы, а косвенные выборы. Член Совета Федерации избирается или назначается на срок, который соответствует сроку полномочий органа, его избравшего или назначившего. Кандидатура на пост члена Совета Федерации вносится председателем законодательного органа субъекта РФ. Закон позволяет группе депутатов в 1/3 предложить альтернативную кандидатуру. Рассмотрение кандидатуры происходит в соответствии с регламентом органа, а решение принимается посредством тайного голосования. Процедура назначение исполнительным органом сложнее. Такое решение принимается высшим должностным лицом в виде специального акта, после чего данный указ или постановление направляется законодательному органу субъекта РФ. Для того, чтобы этот указ или постановление вступил в силу не должно проголосовать против 2/3 от общего числа депутатов законодательного органа субъекта РФ. Это явный элемент системы сдержек и противовесов. Избранный или назначенный члена Совета Федерации должен сложить несовместимые со своим новым статусом полномочия.
· Внутренняя структура и компетенция Государственной Думы Федерального Собрания РФ Здесь имеют место следующие органы: · Совет Государственной Думы, · Фракции, · Комитеты, · Комиссии. Председатель Государственной Думы и его заместители избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Они избираются большинством голосов. Количество заместителей определяется самой палатой, кандидатов могут выдвигать фракции. Председатель Государственной Думы решает вопросы внутренней деятельности, организует работу Совета Государственной Думы, подписывает постановления, а заместители осуществляют полномочия в соответствии с распределений полномочий. Для предварительной подготовки вопросов создается Совет Государственной Думы. Членами этого совета с правом решающего голова являются Председатель и его заместители, с правом совещательного голоса – председатели комитетов. К ведению Совета относится формирования проекта примерной программы работы на следующую сессию, формирование проекта календаря рассмотрения вопросов, назначение ответственных комитетов за законопроекты, принятие решения о проведения парламентских слушаний и др. Рабочими вопросами занимаются комитеты и комиссии. Численный состав каждого комитета определяется палатой. Каждый депутат обязан состоять в одном из комитетов. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Палата может создавать комиссии по мандатским вопросам и вопросам депутатской этики. Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, в нее входят все депутаты, которые были избраны в составе соответствующего списка. Фракция избирает из своего состава руководителя и заместителя. Фракция может образовывать руководящие органы. Во фракции численностью более 100 депутатов могут создавать внутрифракционные группы численностью не менее 50-ти членов. Полномочия Государственной Думы закреплены в статье 103 Конституции РФ: · Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; · Решение вопроса о доверии Правительству РФ; · Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; · Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; · Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; · Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; · Объявление амнистии; · Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. · Порядок работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ В соответствии со своим Регламентом Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня; осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. Кворум заседания – более половины числа депутатов. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах, комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями. Согласно ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. При этом Президент РФ имеет право созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Заседания Государственной Думы проводятся по средам и пятницам. Заседание Государственной Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Заседания Государственной Думы проводятся открыто и гласно. Государственная Дума в порядке, предусмотренном Регламентом, может принять решение о проведении закрытого заседания. На заседаниях Государственной Думы депутаты вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Государственной Думой, задавать вопросы, а также пользовать иными установленными правами. Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палат. Проекты федеральных законов, постановлений Государственной Думы и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с предлагаемой Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам программой законопроектной работы на очередную сессию Государственной Думы, утверждаемой на ее первом заседании, календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы, и календарем рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, утверждаемым Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Сами заседания проводятся по средам и пятницам. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента РФ, законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ; проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе РФ; федеральные законы и федеральные конституционные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы; решение вопроса о доверии Правительству РФ и некоторые другие. На заседании Государственной Думы предусмотрен «правительственный час» для ответов членов Правительства РФ на вопросы депутатов. Заседания Совета Государственной Думы проводятся по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, в депутатских объединениях. По вторникам проводятся также парламентские слушания. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов с избирателями. Порядок голосования и принятия решений. Государственная Дума в соответствии с Регламентом использует различные виды голосования. К их числу относятся: голосование с использованием электронной системы подсчета голосов, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым или альтернативным (ст. 83 Регламента). Решения Государственной Думы принимаются в режиме открытого или тайного голосования. Открытое голосование может быть поименным. Тайное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Поименное голосование проводится по решению Государственной Думы, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании. Наряду с общим порядком работы Государственной Думы, Регламент Государственной Думы устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ее ведению Конституцией РФ (раздел 4 Регламента Государственной Думы).
· Внутренняя структура и компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ В соответствии со статьей 9 Регламента Совета Федерации органами Совета Федерации являются: · Совет палаты, · Комитеты · Комиссии. Должностные лица: · Председатель Совета Федерации, · Первый заместитель, · Заместители, · Председатель комитета, комиссии · Члены комитета и комиссии (а также все заместители). Председатель и первый заместитель избираются членами Совета Федерации тайным голосованием. Представители от одного субъекта РФ не могут быть одновременно избранными на указанные должности. В случае если ни одна из кандидатур не набрала большинство голосов, то проводится повторное голосование. Количество заместителей Председателя определяется Советом Федерации, кандидатуры на эти должности предлагается Председателем Совета Федерации. Председатель формирует повестки заседания, подписывает представления, координирует работу комитетов, комиссий и др. Совет Палаты формируется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. Этот орган является постоянно действующим, в его состав входят Председатель, его заместители и председатели комитетов и постоянных комиссий. Совет Палаты занимается утверждением повестки дня, порядка проведения слушаний и др. вопросов. Для оперативного рассмотрения вопросов палаты образуется Президиум Совета Палаты, в его состав входят Председатель, его заместитель и председатели ряда комитетов. Решения Президиума Совета Палаты носят рекомендательный характер. Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитет является постоянно действующим органом. Также могут создаваться постоянной действующие и временные комиссии. Каждый член Совета Федерации за исключением председателя и заместителя обязан состоять в комитете Совета Федерации. В состав комитета должно входить не менее 7-ми и не более 15-ти членов. В состав комиссии – не менее 11 и не более 25 членов. Комитет и постоянная комиссия могут образовывать подкомитет и подкомиссию. Полномочия совета Федерации устанавливаются в статье 102 Конституции РФ: · Утверждение и изменение границ между субъектами РФ; · Утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. · Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; · Назначение выборов Президента РФ; · Отрешение Президента РФ от должности; · Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению Президента РФ. В 2009 году был изменен порядок замещения должностей Председателя Конституционного Суда и Верховного Суда. Сейчас они назначаются Советом Федерации (ранее – самими судьями); · Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ. Это происходит также по представлению Президента РФ. В 1999 между Президентом и Председателем Совета Федерации был спор по поводу компетенции, который касался того, кто же вправе временно отстранить от должности прокурора. Спор был передан на рассмотрение Конституционного Суда РФ, который вынес решение в пользу Президента РФ (Постановление КС РФ от 1 декабря 1999 N17-П). · Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Согласно ФЗ «О Счетной Палате РФ» ее председатель и аудиторы назначаются сроком на 6 лет. Половина аудиторов – 6 – назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия Совета Федерации не ограничиваются теми вопросами, которые отнесены Конституцией РФ к его деятельности. · Совет Федерации назначает судей Экономического Суда СНГ, назначает членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ и др.
· Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания РФ Особенность функционирования Совета Федерации заключается в том, что члены Совета Федерации работают в Совете федерации не постоянно. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, 1-2 дня ежемесячно. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Заседания Совета Федерации проводятся в г. Москве. Однако по решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации. Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат: послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации; предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения о направлении запросов в Конституционный Суд; федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров. Проект повестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численность не менее 10 человек, или двумя членами Совета Федерации представляющими в Совете Федерации один субъект РФ, а также полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации. Сформированный проект повестки дня заседания Совета Федерации выносится на голосование Совета Федерации. Решение по нему принимается большинством голосов от общего числа членов. На каждом заседании Совет Федерации может принять решение о проведении «часа голосования» по федеральным законам. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием или без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса. Решение о способе проведения голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным. Члены Совета Федерации, являющиеся представителями от одного субъекта РФ, при проведении голосования могут при наличии доверенности, оформленной в установленном решением Совета Федерации порядке, передавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не установлен Конституцией РФ и Регламентом. По процедурному вопросу решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Наряду с общим порядком работы Совета Федерации Регламент Совета Федерации устанавливает специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией РФ (ч. 3 Регламента Совета Федерации). По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, отрешение Президента РФ от должности).
· Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно в случаях: · Утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства; · Вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; · Признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу; · Смерти; · Призыва на военную службу с его согласия. Закон устанавливает также дополнительные основания прекращения полномочий для депутата Государственной Думы: · Письменное заявление о сложении своих полномочий; · Избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления; · Поступление на государственную или муниципальную службу, вхождение в состав органа управления коммерческой организации, занятие предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; · Роспуск Государственной. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе и не вправе быть депутатом законодательного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; состоять членом органа управления коммерческой организации. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия в различных формах: · Участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий, палат Федерального Собрания, в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы участвуют в заседаниях соответствующей палаты лично и пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, комитетом, комиссией, согласительной комиссией. · Участие в выполнении поручении соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов, · Участие в парламентских слушаниях; · Внесение законопроектов в Государственную Думу (право законодательной инициативы); · Внесение парламентского запроса, депутатского запроса. Под парламентским запросом понимается запрос палаты Федерального Собрания, принятый большинством голосов членов (депутатов) соответствующей палаты и обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. · Обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания; · Обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Депутат Государственной Думы также осуществляет свои полномочия в следующих формах: · Работа с избирателями. Депутат, избранный по одномандатному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат, избранный по общефедеральному списку - с избирателями в субъекте (субъектах) РФ, определенном (определенных) соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. В рамках работы с избирателями депутат рассматривает их обращения, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации; · Участие в работе депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе. Важнейшей гарантией осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий является их неприкосновенность в течение всего срока полномочий. Неприкосновенность означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); подвергнуты личному досмотру. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализа
|