Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный кредит.
Государственный кредит является формой кредита, при которой одной из сторон кредитных отношений выступает государство в лице соответствующих государственных органов. Т.о. государство может выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика. Государственный кредит используется на различные цели: 1) финансирование дефицита государственного бюджета 2) ликвидация кассовых разрывов 3) управление ликвидностью банковской системы 4) финансирование конкретных государственных проектов. Исполнение государственного кредита ведет к увеличению государственного долга. Государственный долг – это общая сумма внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления. Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов: 1) В зависимости от характеристики кредитополучателя: централизованный (в качестве кредитополучателя выступает Совет Министров, Министерство финансов); децентрализованный (в качестве кредитополучателя выступают местные органы власти – Совет депутатов). Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета. 2) По месту получения: внутренний займ; внешний займ. По срокам они делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.
Для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь характерна такая форма как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Нацбанк может предоставлять Совету Министров республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивается определенными экономическими параметрами.
3) В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений: облигационный; безоблигационный (выпуск казначейских обязательств, векселей, кредитование Национальным Банком государственного бюджета). Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство лица, ее выпустившего, возместить владельцу номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента. Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования государственных расходов. Облигации выпускаются по решению Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе (как альтернатива банковским вкладам и депозитам). Выпуск долгосрочных государственных облигаций Республики Беларусь осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи. Министерство финансов определяет объем и дату выпуска облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку, а также выбирает первичных инвесторов.
Для кредиторов государственный кредит — форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей: гарантию полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокую ликвидность; относительно высокую доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др. Приобретая ценную бумагу, выпущенную правительством, необходимо обращать внимание на ее доходность, которая обусловлена видом ценной бумаги, ее номинальной величиной, сроком обращения, условиями выпуска, степенью риска. Выделяют следующие виды риска: 1) кредитный риск связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, и он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства; 2) рыночный риск связан с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг, со снижением привлекательности правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложения, продажа которых будет возможна только со скидкой или принудительно; 3) процентный риск – риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений: риск серьезных потерь снижается путем распределения вложений между множеством разных ценных бумаг. Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает: - Обслуживание и погашение государственного долга; - Выпуск и размещение новых облигационных займов: - Поддержание вторичного рынка долговых обязательств; - Регулирование рынка государственного кредита; - Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.
|