![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смазочные устройства
Для подачи смазки к трущимся поверхностям деталей машин применяются различные устройства Смазочные устройства разделяются на индивидуальные и централизованные. К первой группе принадлежат масленки различных конструкций, обслуживание которых отнимает много времени Это особенно ощущается в тех случаях, когда на машине много масленок и они находятся на значительных расстояниях друг от друга Централизованная смазка производится с помощью насоса ручным или автоматическим способом. Через трубки-маслопроводы масло нагнетается непосредственно к трущимся поверхностям или в центральный распределитель—маслосборник, откуда оно самотеком поступает к местам смазки. Централизованная смазка совершеннее индивидуальной, так как при этой системе механизмы смазываются лучше, вместе с тем экономится время на обслуживание машин Различают смазочные устройства для жидких (минеральных) масел и для густых (консистентных) Устройства для жидкой смазки подразделяются на проточные и циркуляционные. Рис 39 Масленки индивидуальной смазки: а—с шариковым клапаном, б—кочпачковая, в—фитильная, г—капельная
При проточной системе смазки масло поступав в комплекс трения, а после смазки трущихся поверхностей вытесняется за пределы механизма, таким образом, оно используется только однократно. Способы подачи масла при проточной системе ручной, фитильный, капельный, путем набивки и др. Устройства для индивидуальной смазки. Такие устройства различают по способам смазки: ручному и автоматическому Масленка с шариковым клапаном (рис. 34, а) применяется для ручной смазки, которая осуществляется при помощи шприца. Шприц нажимает на шарик и через образовавшуюся щель подается смазка густая (или жидкая). Колпачковая масленка (рис. 39, б) также применяется для подачи густой смазки, завинчиванием колпачка масленки создается давлeние, при котором смазка подается к смазываемой поверхности Недостаток рассмотренных смазочных устройств заключается в том, что рабочему приходится часто повторять операцию смазки Масленки автоматического действия обеспечивают лучшие условия смазки и сокращают время обслуживания оборудования Непрерывно действующая масленка (фитильная) показана на рис. 39, в. Из нее масло в нужных количествах попадает к месту смазки через фитиль 1, очищаясь посредством ею от грязи. Конец фитиля, помещаемый у места смазки, всегда расположен ниже конца, находящегося в резервуаре 2 масленки. Количество подаваемого масла зависит от толщины фитиля и плотности его посадки в канале масленки. Чем плотнее он посажен в том канале, тем меньше подача масла. Фитиль изготовляют из шерстяных ниток и вводят в специальную петлю 4, сделанную из мягкой тонкой проволоки. При помощи петли, а также усиков 5 фитиль устанавливают на ту или иную глубину в канале 3 масленки. Загрязненный фитиль заменяют новым. В тех случаях, когда смазка должна производиться точными дозами масла (например, смазка шпинделей шлифовальных станков), применяются капельные масленки (рис. 39, г). Количество подаваемого масла в них регулируют подвинчиванием гайки 6. Масло поступает к смазываемым рабочим поверхностям через отверстие 8, сечение которого увеличивается или уменьшается в зависимости от положения иглы 7, закрываю-щей его отверстие. Подвинчиваягайку 6, тем самым поднимают или опускают связанную с ней иглу.
Рис 40. Схема редуктора с картерной смазкой Рис 41 Схема циркуляционной системы смазки под давлением О количестве подаваемого масла судят по частоте падения капель, видимых через смотровой глазок у основания масленки Выход масла начинает уменьшаться с понижением его уровня в резервуаре больше чем на 1/3 его высоты Циркуляционные системы смазки характеризуются тем, что масло, поступая в зону трения из емкости (бака, резервуара, картера), снова возвращается в емкость, циркулируя многократно между нею и комплексами трения. При этом циркуляция может быть свободной и принудительной. При свободной циркуляции смазка осуществляется из емкости путем разбрызгивания или при помощи колец. При принудительной смазке масло поступает в комплексы трения под действием собственной силы тяжести, подается насосом или сжатым воздухом. Кольцевая смазка осуществляется при помощи свободно сидящих на валу колец. Диаметр кольца должен быть значительно больше диаметра вала, причем нижняя часть кольца погружается в масляную ванну (емкость для масла), расположенную под подшипником. Вращаясь, вал увлекает за собой кольцо вместе с маслом, которое растекается по всей длине подшипника и стекает обратно в ванну. Достоинством кольцевой системы смазки является простота обслуживания, заключающаяся в периодическом наблюдении за уровнем масла. Эта система обеспечивает жидкостное трение в сборочной единице. Кольцевая смазка может быть применена только при горизонтальном расположении вала. Картерная смазка (рис. 40), как и кольцевая, является разновидностью циркуляционной системы со свободной циркуляцией масла. При этом смазывание происходит путем частичного погружения трущихся деталей в масло или разбрызгиванием масла, находящегося в картере. В последнем случае одна из деталей механизма (шестерня, крылатка), соприкасаясь с маслом, разбрызгивает его на все другие детали. Картерная смазка эффективна и надежна, она может обеспечить жид- костное трение и минимальный износ трущихся поверхностей. Системы смазки с принудительной циркуляцией масла обеспечи- поверхностей. На рис. 41 представлена одна из схем смазки. Масло из резервуара 1 подается насосом 2 через фильтр тонкой очистки 3 в распределитель 4, откуда смазка под давле- нием поступает по маслопроводам к трущимся поверхностям подшипни- ков, муфт и зубчатых колес автома- тической коробки скоростей современного токарного станка. Рис. 42. Схема ручной централизованной станции СРГ: 1 — указатель уровня, 2 — поршень 3 — резервуар смазки, 4 — рычаг, 5 — насос, 6 — заправочный клапан. 7 — сетчатый фильтр, 8 — переключающий клапан. 9—обратный клапан Пройдя через смазывающие части, вращается в резервуар 1. Контроль за подачей масла осуществляется по маслоуказателям на распределителе 4, а уровень контролируется по маслоуказателю 8. Масло заливают в резервуар через отверстие 7. Циркуляционные системы смазки под давлением с успехом применяются для автоматического обслуживания большого количества сборочных единиц трения одного или нескольких агрегатов и механизмов. При обслуживании нескольких агрегатов такие системы называют централизованными. Смазка масляным туманом применяется для высокооборотных сборочных единиц с подшипниками качения, комплексов трения шпинделей шлифовальных станков, пневматических инструментов и других механизмов. При смазке туманом капли масла впрыскиваются в поток воздуха и распыляются, образуя туман с мельчайшими частицами масла диаметром не более 0, 1—0, 003 мм. Эти частицы масла легко проникают в труднодоступные механизмы, зазоры и полости и образуют масляную пленку на поверхностях трения. При этом способе смазываемые детали эффективно охлаждаются. Масло и воздух, используемые для образования масляного тумана, должны быть тщательно очищены от пыли и посторонних примесей тонкой фильтрацией, воздух должен быть сухим. Устройства для консистентных смазок (иногда высоковязких масел) относятся к проточным системам. Это объясняется тем. что густые смазки, использованные однажды, теряют своп смазочные свойства и не могут быть использованы вторично. Густая смазка подается к комплексу трения под давлением вручную шприцем, автоматически пружиной, насосом. На рис. 42 показана схема ручной централизованной станции СРГ. Централизованная станция имеет контрольно-измерительные приборы и мазепроводы с автоматическими питательными клапанами, через которые поступают порции смазки в комплексы трения. Такие передвижные или стационарные станции могут обслуживать более пятидесяти точек смазки.
|