![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и понятия всеобщего управления качеством (TQM).
Всеобщее управление качеством — это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества. Принятая аббревиатура термина — TQM (Total Quality Management). Цель TQM: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества. Задачи TQM: постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок. Тактика TQM: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка. Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты, системный анализ производства, управление с помощью планирования. На основании концепции TQM может быть построена система качества. Различия основных принципов традиционного управления качеством и системы Всеобщего управления качеством приведены в табл. 2 Различия основных принципов традиционной системы управления качеством и системы TQM Табл.2
Всеобщее управление качеством – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности: от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и рациональном использовании технических возможностей. TQM включает: - контроль в процессе разработки новой техники; - оценку качества опытного образца, планирование качества продукции - и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества - поставляемого материала; - входной контроль материалов; - контроль готовой продукции; - оценку качества продукции; - оценку качества производственного процесса; - контроль качества продукции и производственного процесса; - анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества); - контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции; - обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала; - гарантийное обслуживание; - координацию работ в области качества; - совместную работу по качеству с поставщиками; - работу кружков качества; - управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей; - работу в области качества по методу межфункционального управления; - участие в национальных компаниях по качеству; - выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества); - участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих; - проведение мер по формированию культуры качества; - подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества; - возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство. Литература 1. Мазур, И.И. Управление качеством: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. 6-е изд. – М.: Омега-Л, 2009. – 399 с. 2. Всеобщее управление качеством: учебное пособие / Е.А. Горбашко, Ю.А. Рыкова, Э.А. Циталовский, М.В. Кузнецова; под ред. проф. Е.А. Горбашко. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 99 с. 3. Рожков, В.Н. Управление качеством: учебник / В.Н. Рожков. – М.: ФОРУМ, 2012. – 336с. 4. Мерзликина, Н. В. Управление качеством. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: электрон. учеб. пособие / Н. В. Мерзликина, А. А. Недбай. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск: ИПК СФУ, 2008.
|