Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика типичного претендента на получение Европейской премии по качеству ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Возможность участия в конкурсе на Европейскую премию качества открыта широкому кругу организаций, функционирующих в Европе. Характеристика типичного претендента может быть определена следующим образом: - Наиболее важные показатели деятельности должны улучшаться в течение 3-5 лет и некоторые должны быть лучшими для своей категории. - Систематическое улучшение по критериям модели должно быть генеральной линией деятельности в организации, по крайней мере, 5 лет. - Организация должна иметь несколько программ улучшения деятельности. - В организации несколько раз проведена самооценка деятельности на соответствие модели совершенства EFQM и, по крайней мере, один раз независимым аудитором, оценка которого не ниже 450 баллов. - Основные процессы в организации постоянно контролируются и усовершенствуются на основе регулярных анализов и установления контрольных точек для сравнения с аналогичными организациями. Потенциальным претендентам, которые еще не соответствуют приведенным выше требованиям, рекомендуется оценить соответствие другим уровням совершенства. Среди победителей последних лет компании Siemens, Bosch, Nokia, Volvo, Yellow Pages, TNT и многие другие признанные мировые лидеры. Преимущества, которые получают компании, участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.
Премия качества как конкурс: - Победа в конкурсе – это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей. - Подтверждение высокого качества и надежности организации для бизнес-партнеров и всех заинтересованных сторон. - Независимая экспертная оценка эффективности системы управления и определение областей, где необходимы первоочередные улучшения. - Участие в конкурсе создает имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса. Премия качества как инструмент управления: - Модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании. - Создание эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования. - Приведение в единую систему всех действий по улучшению качества. - Самосовершенствование и измерение динамики улучшений компании через самооценку. - Сравнение результатов оценки организации по критериям премий с эталонными и результатами конкурентов. - Постоянный поиск лучших бизнес-решений, катализатор вовлечения компании в процесс бенчмаркинга. - Повышение производительности и конкурентоспособности компаний на внутреннем и мировом рынках и, как следствие, развитие национальной экономики.
Литература 1. Михеева, Е.Н. Управление качеством: Учебник / Е.Н. Михеева, М.В. Сероштан. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 708с. 2. Герасимов, Б.Н., Чуриков, Ю.В. Управление качеством: учебное пособие. – М.: Вузовский учебгик; ИНФРА-М, 2011. – 304с. 3. Герасимова, Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством / Е.Б. Герасимова, Б.И Герасимов, А.Ю. Сизикин; под ред. Б.И. Герасимова. –2-изд.– М.: ФОРУМ, 2009. – 256с.
Премии Правительства РФ в области качества учреждены постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423. Согласно Положению о премии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206, премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 9 установлено, что премии присуждаются по двум категориям конкурсантов в зависимости от численности работающих в организации (до 250 и свыше 250 человек). Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовка предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 января 2005 г. № 18. Организационно-техническое обеспечение деятельности этого органа возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Ему же постановлением Правительства РФ от июня 2004 г. № 294 поручено проведение конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества. Ежегодный конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству, предоставил 'российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности. В основу модели премий, а следовательно, и самооценки на соответствие ее требованиям, как и в другие конкурсные модели, заложены принципы всеобщего менеджмента качества. Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает объективную оценку группы экспертов, которая представляется в виде экспертного заключения, содержащего данные о сильных сторонах деятельности организации и областях, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей. Основные условия участия в конкурсе: 1)добровольность; 2)возможность участия предприятий и организаций различных отраслей экономики (сфер деятельности); 3)обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом; 4)обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника. Ограничения участия в конкурсе заключаются в следующем. 1.Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют материалы только в области продукции гражданского назначения. 2.К конкурсу не допускаются организации, в отношении которых приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве). 3.Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через пять лет после присуждения премии. 4.К рассмотрению принимаются материалы участников, полученные не менее чем за год до объявления конкурса. Основные этапы проведения конкурса. 1. Опубликование в СМИ объявления о проведении конкурса 2. Подготовка и утверждение экспертов премии 3. Представление организациями заявок на участие в конкурсе 4. Представление организациями материалов для участия в конкурсе 5. Организация экспертизы материалов конкурсантов 6. Проведение экспертами индивидуальной оценки материалов конкурсантов 7. Проведение заседаний экспертных комиссий по выработке согласованных оценок материалов конкурсантов (Оформление и рассылка экспертных заключений конкурсантам, не участвующим в обследовании) 8. Организация обследования конкурсантов на местах 9. Проведение обследования конкурсантов экспертными комиссиями 10. Подведение итогов конкурса и выработка предложений по присуждению премий и утверждению организаций (Оформление и рассылка конкурсантам экспертных заключений по результатам рассмотрения на Совете итогов конкурса) 11. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премий по итогам конкурса 12. Церемонии награждения лауреатов премии и дипломантов конкурса По результатам экспертизы материалов, представленных организациями на конкурс, и обследования их на местах совет подготавливает предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство РФ, а также определяет организации, которые награждаются дипломами совета. Постановление Правительства РФ о присуждении премий принимается, как правило, к Всемирному дню качества (второй четверг ноября) и публикуется в СМИ. Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых три - организациям с численностью работающих, не превышающей 250 человек, и не более девяти — организациям с численностью работающих свыше 250 человек. Лауреаты премии получают диплом Правительства РФ и приз установленного образца. Награды руководителям организаций-лауреатов вручает Председатель Правительства РФ или его заместитель в торжественной обстановке в Доме Правительства РФ. Что же дают российским предприятиям и организациям участие и победа в конкурсе? Во-первых, премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера Во-вторых, реализуется коммерческий интерес. В-третьих, участие в национальном конкурсе приносит европейскую известность. В-четвертых, работа по критериям премии на практике знакомит организации с современным инструментом для целенаправленного развития — методом самооценки. В-пятых, подготовка отчета по самооценке дает предприятию возможность получить оценку независимых квалифицированных экспертов о реальном состоянии дел с обеспечением качества в организации. Однако любая организация, даже не участвуя в конкурсе, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии премии для самооценки. Организации — участницы конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев. Первая характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); вторая характеризует то, что достигнуто («результаты»).
В первую группу входят следующие критерии: • лидирующая роль руководства (критерий 1); • политика и стратегия организации в области качества (критерий 2); • персонал (критерий 3); • партнерство и ресурсы (критерий 4); •процессы, осуществляемые организацией (критерий 5). Вторая группа включает такие критерии, как: • удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (критерий 6); • удовлетворенность персонала (критерий 7); • влияние организации на общество (критерий 8); • результаты работы организации (критерий 9). При этом каждый из девяти критериев модели содержит определенные составляющие и рекомендуемые области оценки.
1. Лидирующая роль руководства. Оценивается как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.
Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности:
1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития, ценностей и этических норм, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества; 1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации; 1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и другими внешними заинтересованными сторонами; 1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации; 1д. Определение и поддержка руководителями инноваций и перемен в организации. Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.
|