Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сибирские татары.
В конце 1 – начале 2 тыс. в степные и лесостепные районы Среднего Прииртышья проникали кочевые племена, говорившие на тюркских языках (тюрки-кыпчаки). Особенно значительные группы появились на территории западносибирской лесостепи с 13 в., когда начались монгольские завоевания. Западная Сибирь была включена в состав улуса Джучи (старший сын Чингисхана), который впоследствии стал называться Золотой Ордой. Включение Прииртышья в состав Монгольского государства и переселение сюда больших групп тюркоязычных племен имело значительные последствия для местного населения. Часть древних хантов была оттеснена на север, где вынуждена была заниматься примитивным промысловым хозяйством. Оставшиеся были ассимилированы пришлыми тюрками. (Ассимиляция – слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев.) Так к 15 – 16 вв. возникла новая этническая группа – сибирские татары. К 16 в. сибирские татары занимали земли по Тоболу, Туре, Иртышу, от Урала на западе до р. Оби на востоке. Территория Омской области была целиком заселена татарами, только кое-где в северных таежных районах еще жили ханты. Главным занятием пришлых тюркских племен было скотоводство. Оно осталось основной отраслью хозяйства в степной и лесостепной зоне, а в северных районах татары перешли к рыболовству и пушной охоте. Земледелие было известно, но развивалось на ограниченных территориях, главным образом на юге Западной Сибири, в предгорьях Алтая, Минусинской котловине, Прибайкалье и Приамурье. Скотоводы обрабатывали весной, перед откочевкой на летние пастбища, небольшие участки земли, сеяли быстро зреющие злаки - овес, ячмень, полбу (род пшеницы), а возвращались к полям во время жатвы. Земледелие было мотыжным (мотыга-абыл или деревянная соха). Знали добычу и обработку металла. Большинство татар перешло к полукочевому быту. Жилищем служили войлочные юрты или кибитки, поставленные на телегах; зимой жили в землянках. Одежду шили из шкур домашних животных, войлока, холста, вытканного из волокон крапивы. Умели обрабатывать шкурки птиц (нырков и гагар), снятые вместе с перьями, шили из них нарядные теплые шубы и шапки. Народная литература татар была богата и разнообразна. Значительную часть ее составляли лирические и плясовые песни, волшебные и бытовые сказки. Исторические предания, сказания о богатырях и легенды передавались в устном творчестве знатоками-сказителями. Религиозные представления сибирских татар близки верованиям других народов Западной Сибири. Развит был культ духов-«хозяев», из них особенно почитали «хозяина дома», «хозяина тайги» и «хозяина воды». Существовал культ деревьев, «священные» березовые рощи тщательно оберегали от порубок. Каждая семья имела своих духов-охранителей, их изображения вырезали из дерева, в основном в виде кукол (коурчак), и помещали в юрте на самом почетном месте. Болезни и несчастья приписывали действию злых духов. Чтобы изгнать их, обращались к шаманам, которые устраивали обряд – камлание. Большим почетом пользовались колдуны - «отгадыватели», которые предсказывали будущее по колебанию тетивы лука. Для защиты от злых духов носили амулеты. В 15 – 16 вв. среди сибирских татар стал распространяться ислам, главным образом среди верхушки общества. К 17 в. он станет господствующей религией. Более прочно ислам укоренится в центре бывшего Сибирского ханства среди тобольских татар. Дальше на восток были распространены первобытные языческие верования. У сибирских татар родовые связи распались, и складывалось раннефеодальное общество. Население объединялось в улусы, которые строились по территориальному принципу. Это были соседские общины, включавшие в себя семьи, жившие по соседству и сообща пользовавшиеся пастбищными, охотничьими и рыболовными угодьями. Внутри общины существовало неравенство. Обедневшие общинники попадали в «захребетники» к богатым и работали на них, отдавая им большую часть промысловой добычи. В хозяйстве работали также «ясыри» - военнопленные, превращенные в рабов. Во главе улусов стояла знатная верхушка (беки, мурзы, тарханы и др.). Трудовое татарское население – «черные люди» или «черная кость» - приносило «дары» (пушнина, рыба, скот) улусной верхушке и несло военную службу по требованию знати. Разложение первобытнообщинного строя у сибирских татар привело к выделению сильной местной знати, эксплуатирующей труд зависимых людей. Упрочение ее экономического положения, начавшийся процесс феодализации привели к тому, что еще в 14 в. был сделан первый шаг к образованию государства. Это раннее политическое объединение занимало среднее течение р. Тобола и междуречье его притоков Туры и Тавды и называлось Тюмень или Тюменское ханство. Центр его назывался Чимга-Тура (возле современной Тюмени). С 14 в. появляются укрепленные городки, военно-опорные пункты, административные центры. Ряд городков возник на торговом пути вдоль Иртыша, по которому проходили торговые караваны из Средней Азии на Урал и далее в Поволжье. В городах оседала татарская верхушка и люди, обслуживающие торговлю. Так выросли города Кашлык – в устье р. Тобола, Кызыл-Тура – при впадении Ишима в Иртыш. Первое время во главе правительства в Тюмени стояли представители или ставленники золотоордынских ханов, и само Тюменское ханство было подчинено в какой-то мере Золотой Орде.
|