Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тенденции в развитии современной политической культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Политическая культура уходит корнями в набор принципов и правил, которые регулируют и программируют политическое мышление и действия человека или целой группы. Культурные правила должны быть не только усвоены, переведены во внутренний план, они должны «оживляться», вызываться посредством слова, символа, звука, картины, действия. В этом и состоит функция политических мифов, ритуалов, флагов, праздников. В политической культуре речь никогда не идет только о содержании, но всегда и о форме, в которую это содержание «упаковано». С введением всеобщего избирательного права каждому гражданину приписывается способность делать выбор и выносить суждения по поводу альтернативных политических программ правящих групп и партий. В более или менее развитых странах, где почти нет неграмотных, предполагается, что каждый индивид обладает необходимой информацией, для того чтобы сознательно использовать свое избирательное право. Но существует опасность, что это право останется пассивным — либо в силу отсутствия доверия к государственным структурам, либо в силу отсутствия механизмов, это участие реально обеспечивающих. Более того, для активного политического участия одного только знания о политической системе на общем уровне недостаточно, необходимо более глубокое и расширенное знание, на которое у среднего гражданина нет ни времени, ни особого желания. Так возникает специализация политических ролей, и политическая деятельность становится профессией. При всей специфичности национальных политических культур западных стран можно выделить некоторые общие моменты, тенденции в их развитии: 1. снижение политической, в частности избирательной, активности граждан; 2. низкий уровень доверия к политическим институтам, политическим лидерам и политике вообще; 3. ослабление влияния политических партий; 4. уменьшение числа членов политических партий, 5. снижение популярности и влияния традиционных форм политического участия (например, политических собраний); 6. рост готовности принимать участие в неформальных движениях и гражданских инициативах. Наибольшую готовность в этом плане выражают граждане США. Но даже в Австрии, одной из наиболее пассивных в политическом отношении стран Европы, 36% населения высказывают готовность принять участие в подобных движениях и инициативах; 7. молодежь в целом настроена гораздо скептичнее по отношению к политической системе своей страны, нежели старшее поколение; 8. постоянное искажение картины состояния общества в средствах массовой информации, что связано не только с их зависимостью от конкретных политических финансовых групп, но и с принципиальной установкой работников СМИ, по которой «хорошие новости — это отсутствие новостей» и наоборот; 9. усиление значения денег при проведении избирательных кампаний, усиление роли лоббистов (в США, например, число лоббистов за последние 20 лет увеличилось с 3500 до 7000) [4, с. 166]. Политическую культуру восточноевропейских стран, переживающих одновременно процессы экономического и политического реформирования, отличают следующие черты: 1. минимальный уровень веры в способность политической системы к реформированию, 2. низкий уровень доверия к государственным институтам и к профсоюзам, 3. принятие идеи рынка при неудовлетворенности результатами попыток его введения, 4. сильная путаница в восприятии и толковании таких понятий, как демократия, политический плюрализм, разделение властей и др., 5. политический выбор избирателя определяют не мотивы чисто политического и мировоззренческого свойства, а соображения личностного (симпатии—антипатии), психологического (агрессивность—миролюбивость самого избирателя) и просто случайного плана. В политической культуре России многие из общих для всех восточноевропейских стран черт выражены экстремально. Так, например, в России очень низок индекс доверия населения по отношению ко всем политическим институтам, причем показательно, что уровень доверия судебным органам ниже, чем органам госбезопасности, еще ниже уровень доверия политическим партиям (3, 6%). Разочарование в политике в целом находит выражение в низкой электоральной активности российского населения. Невысокая оценка возможности участвовать в выборах как атрибута демократии связана скорее не с отсутствием понимания, что свободные выборы — это важная составляющая часть демократии, а с представлениями людей, что их участие в выборах, замена одних руководителей на других мало что меняет в их жизни и не дает им реальной возможности влиять на принятие важных политических решений. Следует отметить при этом нравственный характер требований к власти, тенденцию к персонификации власти и склонность к неконвенциональным формам протеста (по данным ВЦИОМ, каждый четвертый потенциальный избиратель выразил готовность принять участие в неконвенциональных акциях) и силовым методам решения конфликтных ситуаций. Конвенциональное политическое поведение — это дискуссии о политике, участие в деятельности политических партий, предвыборных кампаниях, присутствие на собраниях, т. е. любые мирные санкционированные формы политического участия. Неконвенциональное поведение — участие в демонстрациях, бой котах, «диких» забастовках, блокадах. Неконвенциональное поведение может осуществляться и с применением насилия в отношении других людей или предметов (физическое избиение своих политических противников, разрушение зданий или памятников, имеющих символическое значение). Итак, обозначим основные черты политической культуры: 1. политическая культура — явление социальное, продукт исторического развития общества, 2. носителями политической культуры могут быть большие общности: государство, социально-экономические и политические группы, а также отдельные индивиды, 3. при изучении политической культуры речь идет преимущественно об отношениях между микро- и макроструктурами, 4. политическую культуру страны можно понять через политические установки ее граждан, 5. политические установки не являются гомогенными (однородными), их распределение среди различных групп населения составляет одну из характеристик политической культуры.
|