Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое функционирование
Стадии развертывания политического процесса. Всякое политическое действие в какой-то, хотя бы и незначительной, степени изменяет существующую ткань политических отношений. Однако на макроуровне (общества в целом) эти изменения становятся заметными лишь тогда, когда в совокупности превышают некую «критическую массу» и вызывают качественные изменения- политической системы. Пока этого не произошло, считается, что политическая система находится в режиме обычного функционирования. Для него характерны устойчивость политических институтов, рутинное применение государственной властью традиционных средств управления, вполне ожидаемое, без сюрпризов, поведение основных политических субъектов, отлаженность конституционных, законодательных, избирательных и прочих политических процедур. В такой ситуации, как говорил К. Маркс, «единственной движущей силой развития является лишь календарь». В этом режиме политическая система общества осуществляет свое «простое воспроизводство», настороженно встречая любые инновации. Внутри обычного цикла политического процесса можно выделить несколько фаз, или стадий, осуществления в нем основных функций политики, как это сделали, например, американские политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл. Они постулировали наличие системных (социализации, рекрутирования и коммуникации) и процессуальных функций политики. К последним относятся функции артикуляции интересов, их агрегирования, а также выработки конкретных политических мер и их осуществления. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определенную стадию в развертывании целостного политического процесса. На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «группы интересов» (профсоюзы, объединения предпринимателей, ассоциации потребителей и пр.). Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», т.е. процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов (скажем, отраслевых или местных) в некий обобщенный политический интерес, выразителем которого выступают уже крупные политические партии, объединения, движения и т.д. На третьей стадии политического процесса тем или иным способом достигается согласие основных заинтересованных сил и происходит выработка определенной политики, что является результатом деятельности главным образом представительных (законодательных) органов власти. Хотя во многих случаях (как, например, в нынешней России) направленность вырабатываемого политического курса в немалой степени зависит и от исполнительной власти. И наконец, последняя, четвертая стадия обычного никла политического процесса заключается в осуществлении коллективных политических решений, их «переводе» на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.п. Это уже почти исключительно прерогатива исполнительной власти, действия которой должны в принципе контролироваться властью законодательной. На практике же характер и глубина такого контроля всякий раз зависят от сложившегося на данный момент баланса политических сил, контролирующих главные ветви государственной власти. Совокупности таких правил, способов и приемов достижения конкретных политических целей и называются политическими технологиями. К наиболее разработанным из них относят следующие: 1. избирательные; 2. информационно-аналитические; 3. рекламно-имиджевые; 4. политический маркетинг (см. гл. 8); 5. лоббирование; 6. политическое консультирование и т.д. Под избирательными технологиями, например, понимают комплекс организационных, пропагандистских, рекламно-информационных и прочих мероприятий, которые должны привести политическую партию или отдельного кандидата в депутаты к победе на выборах. Их практическое осуществление начинается с формирования «команды», «штаба» организаторов избирательной кампании. В структуре «команды», как правило, существуют три уровня иерархии: а) организационное ядро, состоящее из руководителей-координаторов, финансовых директоров и агентов, доверенных лиц, пресс-секретарей, начальников технических служб (безопасности, транспорта) и т.д.; б) «узкие специалисты», работающие в рамках определенных направлений (аналитики, создатели имиджа, ответственные за контакты со СМИ, спичрайтеры, юристы и т.п.; в) «подносчики патронов» в виде сборщиков подписей в поддержку выдвижения какого-либо кандидата, расклейщиков плакатов, распространителей агитационных листовок и пр. Деятельность большинства работников «команды» оплачивается, хотя в третьей, самой многочисленной ее группе бывает немало и волонтеров (в странах Запада — до половины их общего числа). «Мозговой центр» такой команды разрабатывает общую стратегию избирательной кампании в зависимости от круга доступных ресурсов: финансовых, организационных, рекламно-информационных и др. Важнейшими из них ныне признаются, конечно, финансовые ресурсы, складывающиеся из средств, выделенных государством, а также добровольных взносов организаций и частных лиц. Однако в ряде случаев решающими вполне могут оказаться и другие источники ресурсов — наличие разветвленного и отлаженного партийного аппарата, использование возможностей структур госадминистрации (что хотя и запрещено законом, но на практике неизбежно: если переизбирающийся президент отправляется в поездку по стране, как отделить его текущую деятельность от предвыборной?), поддержка СМИ, наличие ярко выраженной «харизмы» у баллотирующегося кандидата и др.
|