Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое функционирование






Стадии развертывания политического процесса. Всякое поли­тическое действие в какой-то, хотя бы и незначительной, сте­пени изменяет существующую ткань политических отношений. Однако на макроуровне (общества в целом) эти изменения ста­новятся заметными лишь тогда, когда в совокупности превы­шают некую «критическую массу» и вызывают качественные изменения- политической системы. Пока этого не произошло, считается, что политическая система находится в режиме обычного функционирования.

Для него характерны устойчи­вость политических институтов, рутинное применение государ­ственной властью традиционных средств управления, вполне ожидаемое, без сюрпризов, поведение основных политических субъектов, отлаженность конституционных, законодательных, избирательных и прочих политических процедур. В такой си­туации, как говорил К. Маркс, «единственной движущей силой развития является лишь календарь». В этом режиме политиче­ская система общества осуществляет свое «простое воспроиз­водство», настороженно встречая любые инновации.

Внутри обычного цикла политического процесса можно вы­делить несколько фаз, или стадий, осуществления в нем основ­ных функций политики, как это сделали, например, американ­ские политологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл. Они постулировали наличие системных (социализации, рекрутирования и комму­никации) и процессуальных функций политики. К последним относятся функции артикуляции интересов, их агрегирования, а также выработки конкретных политических мер и их осуще­ствления. Каждой процессуальной функции можно поставить в соответствие определенную стадию в развертывании целост­ного политического процесса.

На первой стадии происходит «артикуляция интересов» различных социальных групп, осознающих, что без воздействия на политическую власть им не решить свои проблемы. Их оформление и выражение берут на себя многочисленные «груп­пы интересов» (профсоюзы, объединения предпринимателей, ассоциации потребителей и пр.).

Вторая стадия характеризуется «агрегацией интересов», т.е. процессом укрупнения, сведения относительно мелких, частичных интересов (скажем, отраслевых или местных) в не­кий обобщенный политический интерес, выразителем которого выступают уже крупные политические партии, объединения, движения и т.д.

На третьей стадии политического процесса тем или иным способом достигается согласие основных заинтересован­ных сил и происходит выработка определенной политики, что является результатом деятельности главным образом представи­тельных (законодательных) органов власти. Хотя во многих случаях (как, например, в нынешней России) направленность вырабатываемого политического курса в немалой степени зави­сит и от исполнительной власти.

И наконец, последняя, четвертая стадия обычного никла политического процесса заключается в осуществлении коллективных политических решений, их «переводе» на язык конкретной практической деятельности государства типа мобилизации экономических ресурсов, исполнения бюджета и т.п. Это уже почти исключительно прерогатива исполнительной власти, действия которой должны в принципе контролировать­ся властью законодательной. На практике же характер и глуби­на такого контроля всякий раз зависят от сложившегося на данный момент баланса политических сил, контролирующих главные ветви государственной власти.

Совокупности таких правил, спо­собов и приемов достижения конкретных политических целей и называются политическими технологиями. К наиболее разра­ботанным из них относят следующие:

1. избирательные;

2. информационно-аналитические;

3. рекламно-имиджевые;

4. политический маркетинг (см. гл. 8);

5. лоббирование;

6. политическое консультирование и т.д.

Под избирательными технологиями, например, понимают комплекс организационных, пропагандистских, рекламно-ин­формационных и прочих мероприятий, которые должны при­вести политическую партию или отдельного кандидата в депу­таты к победе на выборах. Их практическое осуществление на­чинается с формирования «команды», «штаба» организаторов избирательной кампании.

В структуре «команды», как правило, существуют три уровня иерархии: а) организационное ядро, состоящее из руководителей-координаторов, финансовых ди­ректоров и агентов, доверенных лиц, пресс-секретарей, на­чальников технических служб (безопасности, транспорта) и т.д.; б) «узкие специалисты», работающие в рамках определенных направлений (аналитики, создатели имиджа, ответственные за контакты со СМИ, спичрайтеры, юристы и т.п.; в) «поднос­чики патронов» в виде сборщиков подписей в поддержку вы­движения какого-либо кандидата, расклейщиков плакатов, рас­пространителей агитационных листовок и пр. Деятельность большинства работников «команды» оплачивается, хотя в третьей, самой многочисленной ее группе бывает немало и во­лонтеров (в странах Запада — до половины их общего числа).

«Мозговой центр» такой команды разрабатывает общую стратегию избирательной кампании в зависимости от круга доступных ресурсов: финансовых, организационных, рекламно-информационных и др. Важнейшими из них ныне признаются, конечно, финансовые ресурсы, складывающиеся из средств, выделенных государством, а также добровольных взносов орга­низаций и частных лиц. Однако в ряде случаев решающими вполне могут оказаться и другие источники ресурсов — нали­чие разветвленного и отлаженного партийного аппарата, ис­пользование возможностей структур госадминистрации (что хотя и запрещено законом, но на практике неизбежно: если переизбирающийся президент отправляется в поездку по стра­не, как отделить его текущую деятельность от предвыборной?), поддержка СМИ, наличие ярко выраженной «харизмы» у баллотирующегося кандидата и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал