Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое развитие. Типология политических изменений






Типология политических изменений. Среди массы всевоз­можных политических изменений принято выделять несколько противоположных по характеру пар: революционные - реформационные, прогрессивные - регрессивные, внутрисистемные - переходные (транзитные).

Наиболее традиционно и очевидно деление политических изменений па революционные и реформационные. Главное разли­чие между ними состоит в том, что политические революции меняют саму основу политической системы (характер и способ осуществления власти, тип политического господства, место и роль главных политических акторов); реформы же, как прави­ло, затрагивают лишь отдельные стороны политической жизни.

Политическая модернизация. Это скорее некое теоретическое направление, включающее в себя весьма разноплановые кон­цепции, объединенные лишь исходным замыслом. Суть его за­ключена в восходящей к М. Веберу идее вьщеления в истории двух типов обществ: «традиционного» и «современного». В пер­вом господствуют отношения личной зависимости, существует масса барьеров социальной мобильности, преобладает ориента­ция на религиозные и метафизические ценности, поведение людей определяют обычаи и традиции, власть преимуществен­но авторитарная. В Европе, например, такой тип обществ су­ществовал примерно до XVII в.

«Современный» же тип обще­ства характеризуется рациональной организацией, секуляриза­цией основных институтов, автономизацией индивидов и их ориентацией на инструментальные ценности (технологии, точ­ные науки, потребительство, прогресс). «Современность» пред­полагает высокую социальную мобильность и активность лю­дей, подчинение закону, а не лицам, стремление власти к де­мократическим формам. На марксистском языке — это капита­лизм, в ныне принятой социологической терминологии — ин­дустриальное и постиндустриальное общество.

Авторы теории политической модернизации (среди них наиболее известны Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Айзенштадт) пер­воначально исходили из постулата универсальности основных ценностей западной цивилизации и вытекающей из него необ­ходимости для всех без исключения стран рано или поздно «модернизировать» свою политическую систему на современ­ный (западный) лад. Политическая модернизация понималась прежде всего как ликвидация в «отставших» странах традици­онных институтов власти и замена по западному образцу, включая парламентаризм, партийные системы, разделение вла­стей и т.д. Такая перестройка политической сферы подавалась как непременное условие успешного социально-экономичес­кого развития.

Но как бы то ни было, основные принципы понимания процесса политической модернизации остались прежними. Ее параметры описываются, как правило, такими характеристиками:

1. централизация и усиление государственной власти на общенациональном уровне;

2. растущая дифференциация и специализация политиче­ских институтов;

3. постоянное расширение политического участия масс;

4. ослабление традиционных политических элит (родовых, клановых) и замена их модернизаторскими;

5. формирование зрелой политической культуры и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал