Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расписание движения автобусов на маршруте и его оптимизация
Правильно составленное расписание движения автобусов на маршруте является важным условием обеспечения высокого уровня организации перевозок пассажиров, эффективного использования подвижного состава и снижения себестоимости перевозок. Расписание движения автобусов — это важный документ, регламентирующий режим движения автобусов на маршруте, время начала и окончания работы маршрута, интервалы и частоту движения автобуса по часам суток, а также определяющий необходимую форму организации труда водительских бригад. Поэтому при составлении расписания движения следует учесть все факторы и результаты обследования пассажиропотока на маршруте с тем, чтобы обеспечить: Ø минимум затрат времени пассажиров на ожидание автобуса и поездку по маршруту; Ø высокую регулярность движения автобусов по всей протяженности маршрута; Ø максимальную скорость движения автобусов при полном соблюдении безопасности движения; Ø наиболее эффективное использование автобусов на маршруте; Ø комфортные условия поездки пассажиров во все часы работы маршрута; Ø согласованность движения автобусов данного мар шрута с движением автобусов других сопряженных маршрутов и маршрутов других видов транспорта; Ø нормальный режим труда водителей и кондукторов. Разработку этой части проекта начинают с анализа действующего расписания движения автобусов на маршруте при существующей организации перевозок пас сажиров. При этом анализе следует определить соот ветствие действующего расписания предъявляемым к нему требованиям и выявить имеющиеся недостатки. При анализе действующего расписания движения автобусов следует также оценить, насколько оносоответствует х арактерураспределенияпассажиропотока на маршруте по его участкам и часам суток (по данным последнего обследования пассажиропотока на маршруте). При этом следует сопоставить характер изменения интервалов и частоты движения автобусов на маршруте по часам суток и его соответствие характеру изменения пассажиропотока, особенно в часы пик. При разработке нового расписания движения автобусов при проектируемой организации перевозок пассажиров следует учесть все недостатки действующего расписания и не повторять их в новом. В основу разработки расписания движения автобусов при проектировании новых маршрутов или совершенствовании действующих должны быть положены следующие данные: Ø время рейса автобуса; Ø интервалы движения автобусов по часам работы маршрута; Ø число автобусов на маршруте по часам суток; общее число рейсов автобусов за день работы (по данным технологической части); Ø среднее время нахождения автобусов на маршруте и в наряде и общее число автомобиле-часов в наряде и на маршруте за день работы; Ø время, затрачиваемое на нулевой пробег и на пересмену водителей; Ø место пересмены водителей автобусов (на АТП или на маршруте и на какой из остановок); Ø место схода автобуса с маршрута на перерыв (одна из конечных остановок) или на ожидание выхода на маршрут в межпиковое время; Ø время начала и окончания работы маршрута; материалы обследования пассажиропотока на маршруте; Ø принятые нормативы времени рейса по периодам дня; Ø принятые формы организации труда водителей. Маршрутное расписание автобусов можно составлять в табличной или в графической форме. На основании этого расписания составляют автобусные расписания (для водителей) и расписания для информации пассажиров. 3.2. Организация труда водителей и кондукторов на маршруте и мероприятия по ее совершенствованию Внедрение научной организации труда водителей и кондукторов, улучшение условий труда, введение разнообразных видов материального стимулирования, внедрение наиболее прогрессивных форм разделения и совмещения труда находятся в числе главных факторов роста производительности труда и повышения качества работы пассажирского транспорта. Анализируя сложившийся на автотранспортном предприятии и на рассматриваемом в проекте маршруте уровень организации труда водителей и кондукторов, следует оценить его с точки зрения соответствия требованиям научной организации труда и существующим передовым формам организации труда, выявить возможные недостатки и предложить меры по их ликвидации. Мероприятия, предложенные в этой его части проекта, должны быть направлены на рационализацию существующей организации труда водителей и кондукторов, занятых на проектируемом маршруте, и приведение ее в соответствие с требованиями научной организации труда. При этом должно быть обеспечено соблюдение установленного трудовым законодательством режима труда и отдыха водителей, улучшение условий труда и повышение его производительности, а также повышение качества и культуры обслуживания пассажиров на перевозках, рассматриваемых в проекте. Одной из важных форм рациональной организации труда водителей автобусов является бригадный метод их работы и его наиболее прогрессивная форма — бригадный подряд. Организация работы водителей по методу бригадного подряда должна быть одним из главных мероприятий каждого проекта по проектированию и совершенствованию существующей организации автобусных перевозок пассажиров. Применение бригадного подряда на автобусных перевозках позволяет значительно улучшить качество обслуживания пассажиров и технико-экономические показатели работы автобусов. Важное место при разработке рациональной организации труда водителей автобусов должно иметь внедрение наиболее рациональных графиков их работы. При составлении графиков работы автобусных бригад должен быть соблюден месячный баланс рабочего времени, рассчитанный на 7-часовой рабочий день и 40-часовую рабочую неделю, а также обеспечены необходимые перерывы в работе для отдыха и приема пищи и перерывы в межсменное время. При этом следует руководствоваться Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, действующим на автомобильном транспорте. 3.3. Тарификация маршрута и организация сбора и сдачи выручки Правильность применения тарифов на перевозку пассажиров на маршруте значительно влияет на дальность поездки и объем перевозок пассажиров, на уровень доходов АТП от эксплуатации автобусов и рентабельность их работы. Поэтому тарификации автобусного маршрута в проекте должно уделяться большее внимание. В проекте по совершенствованию существующей организации перевозок на автобусных маршрутах следует дать анализ существующей тарификации маршрута и ее соответствия единым тарифам на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, и анализ существующей организации сбора выручки и контроля за полнотой сбора выручки на маршруте. Плата за проезд в автобусах в черте городов, рабочих и курортных поселков и других населенных пунктов взимается независимо от расстояния в размере единого тарифа за одну поездку. При проектировании автобусных перевозок пассажиров на вновь открываемых маршрутах тарификацию маршрута следует вести, руководствуясь Прейскурантом № 13-02-01. При анализе существующей организации перевозок пассажиров на маршруте в этой части проекта следует дать также характеристику принятого на автотранспортном предприятии и на данном маршруте метода организации сбора платы за проезд с пассажиров — кондукторное или бескондукторное обслуживание, кассовый или бескассовый метод. При проектировании более совершенной организации труда на действующих маршрутах и разработке новых маршрутов следует учитывать, что для городских автобусных перевозок наиболее характерна система бескондукторного обслуживания, позволяющая повысить производительность труда работников АТП и улучшить экономические показатели работы автобусов. Наиболее прогрессивной формой организации сбора выручки на автобусных маршрутах считается получающий распространение бескассовый метод обслуживания пассажиров. Этот метод ведет к упрощению сбора проездной платы, сокращению затрат по учету, хранению и инкассации выручки, а также к увеличению общей суммы доходов от перевозок. Следует дать также оценку существующему на АТП порядку сдачи выручки водителями и кондукторами, контролю за полнотой ее сбора и мерам, предусмотренным на АТП для обеспечения сохранности выручки. В этой части проекта автором также должна быть дана характеристика осуществляемого на АТП линейного контроля по выявлению на маршруте фактов безбилетного проезда пассажиров и финансовых нарушений со стороны водителей и кондукторов, а также характеристики эффективности и регулярности этого контроля. Автором проекта должны быть предложены меры по повышению регулярности и действенности линейного контроля на маршруте. 3.4. Организация диспетчерского контроля, регулирования и управления движением автобусов на маршруте Важной задачей автора дипломного проекта является прежде всего детальный анализ существующей технологии диспетчерского руководства движением автобусов на маршруте, рассматриваемом в проекте, и оценка эффективности этого руководства. При этом анализе следует дать оценку степени решения в АТП основных задач диспетчерского руководства: Ø контроль за своевременным выпуском автобусов на линию; Ø контроль за регулярностью движения автобусов на маршрутах; Ø контроль за наполнением автобусов на маршрутах по периодам дня; Ø оперативности перераспределения автобусов между маршрутами; Ø регулирования движения автобусов при отклонениях от расписания; Ø информирования пассажиров о наличии свободных мест в автобусах на междугородных маршрутах; Ø оперативности мер по оказанию технической помощи водителям на линии. Результаты анализа должны быть использованы автором проекта для разработки более совершенной системы и методов диспетчерского управления движением автобусов, позволяющих улучшить качество обслуживания пассажиров и повысить эффективность использования автобусов. Важное место в системе мер по повышению уровня диспетчерского управления должны занять мероприятия, обеспечивающие высокий уровень регулярности движения автобусов на маршрутах, как основной показатель работы автобусов. В числе основных мероприятий по повышению регулярности движения автобусов следует предусматривать переход от децентрализованных способов контроля регулярности на маршрутах (на одном или двух конечных пунктах маршрута штамп-часами, либо линейным диспетчером) к централизованным способам. Внедрение централизованных систем контроля регулярности движения автобусов с применением прямой телефонной и системой GPS навигации с основными или всеми остановочными пунктами маршрута, позволяет получить более высокие показатели в обеспечении надежной своевременной и бесперебойной перевозки пассажиров на маршруте. В проектах должно быть рекомендовано или предусмотрено внедрение на городских автобусных маршрутах навигационной системы. При разработке мероприятий по совершенствованию организации диспетчерского руководства (управления) движением автобусов следует рассмотреть эффективность осуществления в АТП каждого этапа технологического процесса диспетчерского руководства— информации, контроля и регулирования. Информация о своевременности и полноте выпуска автобусов на линию, соблюдении водителями расписания движения и о регулярности движения автобусов на маршруте, о наличии и использовании резервных автобусов, о характере изменения пассажиропотока и дорожных условий должна позволять непрерывно контролировать соответствие фактического уровня организации перевозок запланированному. Контроль за движением автобусов должен предусматривать: Ø полный и своевременный выпуск автобусов на маршруты; Ø выполнение каждым водителем запланированного на смену числа рейсов; Ø заданный уровень регулярности (интервала и частоты) движения автобусов на маршруте; Ø безопасные условия для движения автобусов; высокое качество использования подвижного состава на маршруте во все периоды дня; Ø эффективное использование подвижного состава на маршруте. Диспетчерское регулирование движения автобусов должно включать в себя проведение оперативных мер по: Ø организации укороченных рейсов автобусов на маршруте; Ø вводу в действие резервных автобусов; увеличению интервалов отправления автобусов с конечных пунктов; Ø переводу движения автобусов на оперативный интервал; Ø улучшению качества обслуживания пассажиров; повышению эффективности использования автобусов. Эффективность диспетчерского управления движением автобусов в городах и высокие показатели обслуживания пассажиров значительно повышаются при применении автоматизированных систем и системы GPS навигации диспетчерского управления. В связи с этим в проекте должно быть дано технико-экономическое обоснование необходимости и возможности внедрения одной из получающих распространение в стране системой GPS навигации. Система GPS навигации, внедренная в г. Казань, предназначена для оперативного управления движения автобусов в больших городах. Система GPS навигации внедреная в ряде городов страны позволила значительно поднять регулярность движения автобусов на городских маршрутах и повысить культуру обслуживания пассажиров, увеличить объем перевозок пассажиров на 5—7% и обеспечить соответствующее повышение эффективности использования автобусов.
|