Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по выполнению контрольных рефератов по философии студентам заочного факультета ускоренной формы обучения.
Аттестация студентов заочного отделения спец. факультета по философии проводится в форме защиты курсового проекта (реферата). Тему реферата выбирает студент в соответствие с ее наибольшей близостью к исследовательским интересам по специальности. В ходе подготовки реферата предусмотрены индивидуальные консультации с преподавателем. Защита реферата оценивается по пятибальной системе. Обязательным условием получения высшей оценки («отлично») является компетентное знание и ответ на вопрос по курсу философии, не связанный с темой собственного реферата студента. Требования к выполнению реферата. Оформление титульного листа в соответствие с правилами, принятыми в ИЭУП в целом. Объем – 15 – 17 страниц (Word, 14 шрифт, полуторный интервал, поля 2 см.) Список использованной литературы должен включать не менее 5 – 7 книг, из них 1 – 2 из оригинальных сочинений философов или монографии на избранную тему, а также учебные и справочные пособия.
Тематика рефератов по курсу «Философия» 1. Философия как наука и тип мировоззрения. 2. Миф и религия как типы мировоззрения. 3. Философия и наука как формы теоретического осмысления мира. 4.Философия и мифология. Мифогенная концепция происхождения философии 5.Философия и искусство. 6.Философия Древнего Востока 7. Религиозно-эстетические воззрения Конфуция. 8. Буддизм как философско-этическая система. 9.Философия античности: основные школы и пути развития 10. Философия Древней Греции (Милетская школа). 11. Философия Сократа. 12. Социально-философские взгляды Платона. 13.Философия Платона и платонизм в западноевропейской философии 14. Философское наследие Аристотеля и его значение в западноевропейской и арабской философии 15.Эллинистическая философия. Средневековая философия. 16.Философия Августина Аврелия. 17.Философия Ф. Аквинского. 18.Философские концепции арабского Востока. 19.Философия Византии. 20.Философия эпохи Возрождения. 21.Философия античности и итальянское Возрождение. 22.Философские воззрения Н.Кузанского. 23.Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. 24.Философия эпохи Просвещения. 25.Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах) 26.«Критическая» философия И.Канта и ее роль в последующем развитии западноевропейской философии. 27.Философское учение Г.Гегеля. Неклассическая западная философия: идеи, направления. 28.Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше. 29.Марксистская философия. 30.Проблема отчуждения в марксизме и неомарксизме. 31.Философия экзистенциализма (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю). 32.Философия М.Хайдеггера. 33.Позитивизм как философия, методология и история науки (О.Кант, Г.Спенсер, К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд). 34.Феноменология как философия сознания. 35.Философия бессознательного (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм). 36.Психоанализ и его философские ресурсы. 37.Психоанализ и его место в культуре XX века. 38.Тенденции междисциплинарности в философии ХХ века. 39.Постмодернизм в философии. 40.Философские взгляды российских мыслителей. 41.Философия космизма. 42.Значение славянофильства и западничества в русской культуре. 43.Русская философия советского периода. 44.Философское творчество М.Бахтина. 45.Соотношение бытия и небытия, бытия и сознания как исходная философская проблема. 46.Проблема бытия человека: от Сократа до экзистенциалистов. 47.Современные научные взгляды на строение и свойства материи. 48.Движение как философская проблема. 49.Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. 50.Синергетика: философские аспекты. 51.Самосознание личности и общества. 52.Общественное сознание (происхождение, структура, функции). 53.Проблема идеального в философии. 54.Символ и сознание. 55.Философское понимание познания. 56.Интерпретация и объяснение в структуре научного познания. 57.Истина как предмет философского анализа. 58.Наука как социокультурный феномен. 59.Проблемы развития научного знания. 60.Общество как развивающаяся система. 61.Социальные отношения и их структура. 62.Исторический процесс как диалектика развития объективного и субъективного. 63.Проблема свободы и необходимости человека в истории. Человек как субъект истории. 64.Материально-производственная сфера жизни общества. 65.Политическая сфера жизни общества. 66.Духовная сфера жизни общества. 67.Философсие аспекты семиотики. 68.Общество в XX веке: влияние научно-технической революции на общественное бытие. 69.Культура как предмет философского осмысления. 70.Парадоксы антропосоциогенеза. 71.Личность и религия. 72.Информатизация и другие прогнозы постиндустриального общества. 73.Философская рефлексия проблемы искусственного интеллекта. 74.Принцип единства логического и исторического в социальном познании. 75.Человеческие идеалы и интересы. 76.Глобальные проблемы современной цивилизации: истоки и пути решения. 77.Философские аспекты биоэтики. 78.Эстетические ценности и их роль в современной жизни. 79.Философия о смысле жизни. 80.Наука и нравственность.
7. ДИСЦИПЛИНА «Психолого-педагогический практикум» Вопросы для зачета При ответе на вопросы зачета необходимо приводить практические жизненные примеры. 1. Классификация методов психологического исследования. 2. Объект, предмет, цели и задача исследования. 3. Теория и гипотеза в психологическом исследовании. 4. Понятие и планирование психологического исследования. 5. Метод наблюдения: виды, процедура проведения. 6. Почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо одного метода, например метода наблюдения? В чем недостатки метода наблюдения? 7. Многие исследователи отмечают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания. Правомерно ли такое суждение? Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным? 8. Перечислите симптомы (признаки), которые фиксируются при проведении метода наблюдения, почему важно при регистрации факта зафиксировать явления, сопутствующие ему? 9. Эксперимент: понятие, виды. 10.Организация и проведение эксперимента. 11.Экспериментатор. Испытуемый. 12.Реальный и идеальный эксперимент. 13.Понятие, виды беседы. 14.Фиксация беседы и ее протокол. 15.Метод тестирования. 16.Основные способы обработки и анализа эмпирических данных. 17.Основные методы интерпретации и анализа результатов. 18.Формы представления результатов. 19. Корреляционные методы в психологии. 20. Коэффициенты корреляции. 21.Проективные методы исследования личности. 22.Особенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в психологическом исследовании. 23.Карта личности по К.К. Платонову. 24.Биографическая анкета В.Н. Логиновой. 25.Этические принципы, обязанности и права в работе психолога. 26.Стили педагогической деятельности. 27.Анализ педагогической ситуации. 28.Традиционные формы психолого-педагогической деятельности. 29.Инновационные формы психолого-педагогической деятельности. 30.Проектирование образовательного процесса (этапы). 31.Формы активного психолого-педагогического взаимодействия (дискуссия, педагогические мастерские, деловые игры). 32. При распределении ролей в присутствии сверстников наблюдается следующее: часть детей предлагает главную роль другому; часть детей заявляет свое право на главную роль. Дайте психологическое объяснение этому наблюдению. 33. Если ребенок рисует то, что не может наблюдать лично, а также рисует запах, процесс движения (не момент, а процесс!), создает рисунки-схемы, рисунки-планы. Чем и как можно объяснить такие особенности детского рисунка? 34. Детям 5 лет, живущим в большом городе, предложили нарисовать дом. Большинство детей нарисовали дом в виде традиционного одноэтажного домика, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразные изображения дома на рисунках пятилетних детей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления? Как правильно организовать обучение дошкольника рисованию? 35. Дети должны были нарисовать с натуры чучело белки. Ребятам разных групп детского сада было предложено обследовать натуру разными способами. Дети средней группы, изучай белку, гладили ее по шерстке и т.д. Дети старшей группы изучали белку с опорой на зрительное ощущение. Будут ли отличаться рисунки детей разных групп? Дайте психологическое обоснование своим выводам. 36. Если наблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общую для дошкольников особенность в поведении: едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге. Объясните причину этого явления. Каково воздействие взрослого на изобразительную деятельностьдетей? 37. С какими сенсорными эталонами воспитатель знакомит детей? 38. Каковы особенности сенсорного развития дошкольника? 39. Как обследование предмета влияет на изобразительную деятельность детей? 40. Подумайте и скажите, что легче делать ребенку 4 лет: различать цвета и отбирать их или называть? Дайте психологическое обоснование необходимости обучения ребенка различению и использованию цвета. 41. В беседе с ребенком очень важно установить взаимопонимание, сотрудничество. Возможно ли применение теста как повода для такого сотрудничества?
Литература Основная: 1. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учеб. пособие / Д. М. Рамендик. - М.: ФОРУМ, 2009. - 304с.: ил. (в т. ч. для асп.) 2. Щербинина, Ю. В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить - действовать: Учебное пособие / Ю.В. Щербинина. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 440 с.- Znanium.com Дополнительная: 1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с. 2. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000. – 248 с. 3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. 4. Ежова Н.Н. Настольная книга психолога-практика. – СПб.: Феникс, 2011.– 330 с. 5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с. 6. Корниенко А. Ф. Теория и практика психологического исследования. – Казань: Казанский пед. ун-т, 2000. – 258 с. 7. Психологическая служба в современном образовании/ под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.– 400 с. 8. Психологические тесты/Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Т. 1. – 248 с. 9. Психологические тесты/Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Т. 2. – 248 с. 10. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с. 11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Соц.-псих. центр, 1996. – 350 с. 12. Шапарь В.Б. Практическая психология: Тесты, методики, диагностика. – СПб.: Феникс, 2010.– 672 с.
8. ДИСЦИПЛИНА «Детская психология»
Подготовить реферат (10–15 страниц со списком литературы) по одному из следующих вопросов: 1. Предмет и задачи детской психологии. 2. Детство как социокультурный феномен. 3. Методологические принципы и методы исследования. Особенности исследования в детской психологии. 4. Методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент. 5. Психодиагностические методы изучения психики ребенка. 6. Основные теории психического развития ребенка. 7. Основные закономерности психического развития ребенка. 8. Условия и движущие причины психического развития ребенка (работа А.В. Запорожец). 9. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии. 10.Психическое развитие и деятельность. 11.Роль воспитания и обучения для психического развития ребенка. 12.Роль общения в психическом развитии ребенка. Работа М. И. Лисиной " Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни". 13.Период новорожденности. 14.Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в младенческом возрасте. Новообразования. 15.Микропериоды младенческого возраста. 16.Развитие моторики младенца. 17.Развитие познавательных психических процессов у младенца. 18.Развитие эмоциональной сферы младенца. Кризис первого года. 19.Социальная ситуация развития ребенка в раннем детстве. Прямохождение и его значение в развитии ребенка. 20.Формирование предметной деятельности ребенка в раннем возрасте. 21.Возникновение игры и продуктивных видов деятельности ребенка в раннем возрасте. 22.Развитие речи в раннем детстве. 23.Развитие восприятия в раннем возрасте. 24.Развитие мышления и воображения преддошкольника. 25.Особенности развития памяти и внимания в раннем возрасте. 26.Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. 27.Кризис 3- лет: симптомы и основные проявления. 28.Работа А.В. Запорожец " Значение ранних периодов детства для формирования детской личности"; Л. И. Божович " Этап формирования личности в онтогенезе". 29.Социальная ситуация развития дошкольника. Общая характеристика ведущей деятельности. Новообразования. 30.Структура сюжетно - ролевой игры. 31.Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Проблема развития игры в трудах Д.Б. Эльконина. 32.Значение игры для психического развития дошкольника. Проблема роли игры для развития ребенка в трудах Л. С. Выготского. 33.Игрушка, как средство психического развития ребенка(работа В. С. Мухиной). Особенности современной игрушки. Игрушка и антиигрушка. 34.Основные теории игровой деятельности. 35.Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. 36.Особенности конструирования в дошкольном возрасте. 37.Развитие элементов учебной деятельности дошкольника. 38.Развитие элементов трудовой деятельности дошкольника. 39.Развитие речи в дошкольном возрасте. 40.Развитие восприятия в дошкольном возрасте. 41.Развитие внимания в дошкольном возрасте. 42.Развитие памяти в дошкольном возрасте. 43.Общая характеристика воображения дошкольника. 44.Развитие мышления в дошкольном возрасте. 45.Роль взрослого в развитии интеллектуальной сферы ребенка в дошкольном возрасте. 46.Ребенок и " детское общество". Особенности общения дошкольников со сверстниками. 47.Влияние семейной микросреды на развитие личности дошкольника. 48.Роль взрослого в развитии личности в дошкольном возрасте. 49.Развитие самосознания в дошкольном возрасте. 50.Развитие мотивационной сферы дошкольника. Соподчинение мотивов. 51.Развитие произвольности в дошкольном возрасте. 52.Развитие воли в дошкольном возрасте. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного возраста. 53.Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 54.Развитие способностей в дошкольном возрасте. 55.Формирование нравственных качеств личности в дошкольном возрасте. Негативные личностные образования в дошкольном возрасте. 56.Половая идентификация дошкольников. Психологические аспекты полового воспитания ребенка. 57.Развитие и проявление темперамента в дошкольном возрасте. Учет особенностей темперамента детей в воспитательном процессе. 58.Развитие способностей дошкольника. 59.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 60.Проблема неготовности детей к школе.
Список литературы:
1. 12. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: в 2 ч. – М., 2005. 2. 13. Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология. – М., 2005. 3. 14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. —М., 2003. 4. 15. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология развития человека. – М., 2004. 5. 16. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования. – М., 2005. 9. ДИСЦИПЛИНА «Культурология» Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины
|