Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вспомогательная
1. Жуков В.Н. Философия права (Теоретико-методологический аспект) // Государство и право. 2009. № 3. 2. Левакин И.В. Об основных подходах в теории государства и права как науке и учебной дисциплине// Государство и право. - 2009. - № 4. 3. Липень С.В. Развитие общей теории права как процесс конкретизации научного знания// Государство и право. - 2009. - № 10. 4. Мамут Л.С. Наука и образование в современной юриспруденции// Общественные науки и современность. 2009. № 6. C. 125-129. 5. Протасов В.Н. К вопросу о " специальной" теории государства и права// Государство и право. - 2007. - № 11.C. 28-33. 6. Протасов В.Н. Некоторые вопросы правовой метатеории// Государство и право. - 2009. - № 11. 7. Стрельников К.А.К вопросу об идеологической функции юридической науки// Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6. 8. Тарасов Н.Н. Объект и предмет юридической науки: подходы и методологические смыслы различения // Правоведение. 2010. № 1. 9. Лунеев В.В. Проблемы юридических наук криминального цикла// Государство и право. 2007. № 5. C. 39-58. 10. Синюков В.Н., Синюкова Т.В. Проблемы обновления методологии юридической науки// Рос.юрид. журн. - 2009. - № 8 – С. 22-41.
Лекция № 3. Методологические подходы в юридической науке (2 часа)
Цель: - образовательная: формирование у магистров базовых представлений о методологических подходах в юридической науке; - развивающая: развивать понимание слушателей основных методов научного познания юридической науки; - воспитательная: усвоить знания о содержании методологических подходов в юриспруденции.
Межпредметные связи: Философия права, История отечественного правоведения, Теория государства и права, Сравнительное правоведение. Технические средства обучения: мультимедийная презентация.
ПЛАН: 1. Понятие методологии и виды методологических подходов в юриспруденции. 2. Методология научного познания. 3. Догматический метод научного познания в юриспруденции. 4. Юридическая герменевтика. Основные понятия: метод, методика, методология, методология юридической науки, методологический подход, герменевтика, синергетика, аксиология, кибернетика, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, догма, парадигма, аксиоматизация.
1. Понятие методологии и виды методологических подходов в юриспруденции. Методы – это способы достижения цели, определенным образом упорядоченная научная деятельность или совокупность принципов, правил, приемов, способов и средств научных исследований. Методика – это совокупность технических приемов, связанных с данным способом (а также частные действия), их последовательность и взаимосвязь. Методология – это система методов познания и практики, т.е. система принципов, правил, приемов, способов и средств организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Исходя из этого определения существуют три категории: 1) методология научной деятельности – это система методов (принципы, правила, приемы, способы и средства) познания (отражения) объектов внешнего мира и организации (формирования) систем научных знаний; 2) методология практической деятельности – это система методов (принципы, правила, приемы, способы и средства) влияния на объекты, организации практической деятельности как одного из объектов; 3) учение о системе методов научной и практической деятельности – это совокупность научных знаний относительно содержания, структуры научных и практических методов, условий и правил их применения. Методология юридической науки – это система принципов и способов организации, построения и осуществления теоретико-познавательной юридической деятельности в области исследования государственно-правовой действительности, а также учение об этой системе. Методологические подходы – это объединенные общими принципами взаимосвязанные методы исследований. Виды методологических подходов в юриспруденции: исторический, логический, герменевтический, сравнительный, ценностный (аксиологический), системный, синергетический, поведенческий, гуманистический, кибернетический, институциональный, структурный, функциональный, комплексный, системно-функциональный, функционально-структурный. 2. Методология научного познания. Методология научного познания – сложное многоуровневое образование, включающее разнообразные исследовательские процедуры, приемы, технологии. Выделяются следующие уровни в структуре научной методологии: философский, общелогический, общенаучный, частнонаучный, дисциплинарный. 3. Догматический метод научного познания в юриспруденции. Догма права – это общепринятые и общепризнанные в правоведении исходные основные положения о позитивном праве, его содержании, функционировании, социальной роли и предназначении в практической жизни людей. Догматическая юриспруденция – это специфический предмет юридических знаний, особый сектор социальной действительности — юридические нормы, законы, прецеденты, правовые обычаи, обособленные в соответствии с потребностями юридической практики в качестве основы решения юридических дел и ситуаций. Юридическая догматика – это социокультурный феномен, система фундаментальных правовых установлений, правил и конструкций, средств и методов правового регулирования, форм и концептов юридической деятельности, формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах, которые устанавливаются государством. Парадигма – это совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований. 4. Юридическая герменевтика. Юридическая герменевтика - методология познания права, позиционирующая предмет исследования как правовой текст, выдвигающая задачу его осмысления, посредством объективированной и субъективированной интерпретации и понимании.
Рекомендованная литература:
|