Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс построения гипотез в качественном исследовании. Интерационный процесс.
В социологическом исследовании гипотеза – это научное предположение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме его функционирования и развития и возможных средствах решения социальной проблемы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение о направленности и содержании причинно-следственных связях между НП и ЗП, которое служит для получения новых научных утверждений, обогащающих знания о социальной реальности. К формулировке гипотез предъявляется ряд требований: · они должны соответствовать исходным принципам общесоциологической теории; быть взаимосвязанными и представлять в совокупности систему доказательств выдвинутого объяснения; быть доступными проверке в процессе данного исследования; не должны противоречить известным и проверенным фактам, а также друг другу (хотя и могут быть альтернативными). · Выдвигаемая гипотеза должна быть логически согласована с проблемой и целью исследования. Гипотезу следует формулировать в понятиях, которые получили предварительное уточнение и интерпретацию в программе исследования. · Разрабатывая гипотезу, следует одновременно позаботиться и о том, как по ней собрать материал и его обработать. В процессе разработки гипотезы можно выделить следующие фазы: 1. Сбор информации (обобщение наблюдений в литературе, в СМИ). При этом происходит анализ обыденного сознания. Далее - обобщение данных в научной литературе и представляющий собой анализ имеющихся аналогий. 2. Формулировка гипотезы. 3. Проверка гипотезы на объяснимость. Как подчеркивает В. А.Ядов, гипотезы должны быть логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. Исходные гипотезы (основания) должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые должны быть сформулированы в конкретных эмпирически измеряемых понятиях-индикаторах. В противном случае гипотеза окажется непроверяемой в эмпирических показателях. Для повышения подтверждаемости гипотезы необходимо: 1. выдвигать максимум возможных взаимосвязанных гипотез; 2. указывать для каждой гипотезы максимум возможных эмпирических индикаторов. Поэтому очень важно при разработке программы тщательно формулировать основную, направляющую всю работу к единой цели, гипотезу и выводить из нее эмпирически проверяемые гипотезы-следствия. При формулировке гипотезы, объединяющей результаты обеих стадий – гипотезу-основание и гипотезы-следствия – используется сложная связка «если…, то…». Причем: 1. После союза «если…» формулируется гипотеза-основание. 2. После союза «…, то» формулируется гипотеза-следствие. Таким образом, в общем виде логическая форма описательно-объяснительной гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение и выглядит следующим образом: «Если ГИПОТЕЗА-ОСНОВАНИЕ, то ГИПОТЕЗЫ-СЛЕДСТВИЯ». То есть «Если…,» есть гипотеза-основание, «то…,» есть гипотеза-следствие, которая утверждает или отрицает гипотезу-основание. Связка «если…, то…» выражает процесс выведения из гипотезы-основания гипотез-следствий. То есть гипотеза-следствие состоит из такого вида явлений, которые представляют собой частные составляющие явлений, содержащихся в гипотезе-основании.
|