![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные тенденции в организации гайда. Пример прямой и обратной воронки.
ВОПРОС 1 Проекция – дословно обозначает «выбрасывание вперед». То есть человек «проецирует» на стимул как на экран свою собственную личность Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы, применяемые в проективных методиках, приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. То есть с помощью проективных методик создается ситуация, когда человек без особых усилий и без опасности для своей личности «проецирует» свои собственные мотивы, установки, ценности и потребности, приписывая их другим людям или объектам. Функции: Проективные методики позволяют «обмануть» сознание, обойти психологическую защиту и выявить эмоциональное и реальное отношение респондентов к предмету исследования. Снять рационализацию и «цензуру сознания» и получить истинные искренние ответы (получить глубокую информацию). Говорить на «запретные темы»: Выявить неосознанные мотивы поведения человека. Выявить истинное восприятие и отношение к объектам (имидж марок). Поддержать и «подогреть» групповую динамику. Решение креативных задач, генерирование новых идей, концепций, рекламных подходов. Обсуждать «скучные» темы. Вырвать потребителя из контекста и заставить говорить об «очевидных вещах». Типы Ø Ассоциативные методики Ø Процедуры завершения Ø Интерпретативные Ø Экспрессивные методы Основные проективные методики. · Ассоциации. Я говорю, респондент выдает ассоциации. · Методика персонификации. Объект просят представить как человека и описать этого человека · Завершение предложений, неоконченные предложения · Методика завершения рисунка. Например, такой рисунок: в купе вошел человек с большим деревянным брусом и случайно ударил соседа по голове. Он говорит «Извините». Надо дорисовать, что говорит второй. · Аналогия. Изучаемый объект просят представить в форме другого: если бы универ был ресторан, то какой бы это был ресторан? · Ролевая игра. · Коллаж
Метод коллажа относится к проективным методам в социологии и представляет собой конструирование респондентами осмысленного целого визуального образа из набора деталей по предложенной исследователем теме с дальнейшим истолкованием этого образа социологами. Впервые такой метод как конструктивный проективный метод описал в своей классификации JI. Франк в 1939 г. Для методики «коллаж» материалом служат наборы картинок, надписей, других деталей из журналов, газет, брошюр и др. К дополнительным средствам относятся листы ватмана, ножницы, клей, фломастеры и пр. Респонденты вырезают, располагают на листе разные элементы, добавляя свои собственные цвета и рисунки, чтобы создать целостное впечатление или реакцию на изучаемый объект. Метод может проводиться индивидуально или в группе. Анализ коллажей: нас интересуют не картинки, выбранные респондентом, а те значения и символы, которое он в них закладывает. Ø Структура коллажа: основная идея, тематические блоки, центральные и периферические образы/ символы. Ø Центральная идея: однозначность, многозначность, противоречия. Ø Образ потребителя, образ продукта, символы, атрибуты, свойства товара. Ø Содержательные элементы: персонажи (характеристики изображений людей: выражение лиц, чувства, ощущения), предметная направленность, ситуации, их типичность. Ø Несодержательные элементы: композиция, цветовая гамма, линии, надписи, пространство, настроение. ВОПРОС 2 Гайд - это правильно подобранные вопросы (анкета) для проведения исследования. Вопросы в гайде обычно открытые (предполагающие развернутый ответ, а не короткий «да» или «нет»). Его задача – раскрыть тему, поэтому оно не предполагает жесткой последовательности вопросов, а лишь задает направление. Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью. Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, задавались в русле разговорного характера беседы, не нарушали общего ее хода, а органически вписывались в рассказ как уточнения. Структурной единицей такого интервью является ТЕМА. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса. Прямая и обратная «воронка». Последовательность вопросов в интервью должна отвечать следующим требованиям: ¨ по ходу опроса интерес опрашиваемого должен расти. Необходимо, чтобы первый вопрос, по возможности, приковывал внимание, заинтересовывал опрашиваемого, но не был дискуссионным. В противном случае процент лиц, отказывающихся отвечать, гораздо больше, чем тогда, когда дискуссионный вопрос ставится в середине интервью; ¨ более сложные вопросы должны следовать за более простыми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы. Поэтому, если некоторые вопросы требуют размышления, их не рекомендуется ставить слишком рано. Но они не должны идти и слишком поздно, ибо опрашиваемый утомляется; ¨ нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо интимные вопросы. Лучше приберечь их к концу интервью, когда между участниками уже установлен известный контакт;
|