![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 5.
ВОПРОС 1 Глубинное интервью - неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинные интервью – это также метод качественного исследования, проводятся между интервьюером и респондентом с глазу на глаз («лицом к лицу»). Интервьюер поощряет респондента говорить свободно, ход интервью определяется ответом респондента на первый вопрос, попытками интервьюера уточить интересующие его вещи и ответами респондента.
1. По степени формализации: Стандартизированное (формализованное). В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются. Они не меняются от респондента к респонденту. Нестандартизированное (неформализованное), свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Меняется список вопросов от респондента к респонденту. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
По цели: Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т. д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, рассказ о данном периоде жизни исчерпан. Лейтмотивное интервью ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если нас интересуют отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем иметь в фокусе именно этот аспект и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений в отношениях между супругами. Фокусированное интервью - необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя.
По стадии исследования: Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования. Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений. Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных. По количеству участников: Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый). Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек. Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии. По степени вмешательства интервьюера: Нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование) - свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддерживания нити рассказа.
Диалоговое интервью или свободная беседа – и интервьюер, и респондент одинаково выражают свои мысли. (Интервьюер вмешивается в рассказ респондента)
Диады (триады) – глубинные интервью с двумя (тремя) респондентами одновременно (еще их называют парными (триангулярными) интервью. Диады - Интервью с двумя респондентами одновременно (просто знакомые, супружеские пары, родитель с ребенком – в зависимости от целей исследования). Используются в случаях, когда необходимо исследование разницы отношения и поведения, а также когда целью исследования является глубинное понимание покупательского поведения относительно тех товаров/услуг, которые обычно покупаются совместно (например, дорогостоящие товары длительного пользования, место проведения летнего отдыха).
Триады - Интервью с тремя респондентами. Каждый респондент отбирается таким образом, чтобы представлять определенную точку зрения относительно предмета обсуждения. Например, в исследовании отношения водителей к корейским машинам такими респондентами могут быть владелец машины корейского происхождения, человек, определенно нацеленный на покупку такой машины, и человек, в принципе отвергающий (rejector) машины корейского происхождения. Интервью проводится таким образом, чтобы стимулировать выражение разных точек зрения и, таким образом, разные модели отношения. Другой комбинацией респондентов в триаде могут быть
ВОПРОС 2 Рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Рефлексия по поводу того, что было сделано исследователем. В качественных научных исследованиях огромную роль играет позиция самого исследователя: то, какие теории оказали воздействие на его формирование, какие собственные мысли были у него перед началом, в процессе и по окончании исследования, какие были сложности в проведении исследования. Эти субъективные заметки отражают то, как взгляды исследователя могли повлиять на его выводы, какие еще факторы могли повлиять на его взаимодействие с респондентами.
|